
Ровно 115 лет назад, 11 марта 1910 года, в английском городе Истчерч впервые поднялся в воздух самолет "Данн" D-5 необычной схемы "бесхвостка" со стреловидными крыльями, спроектированного ирландцем, лейтенантом британской армии Джоном Данном.
В этой машине он попытался воплотить идею создания "автоматически устойчивого" летательного аппарата, который мог лететь по прямой самостоятельно, с брошенным управлением, а вмешательство летчика требовалось бы только при совершении маневров. Отчасти это удалось, "стрелы" Данна оказались очень стабильными, правда, в ущерб маневренности и управляемости.
В Англии и в других странах Старого Света оригинальные аппараты Данна не привлекли особого внимания, несмотря на то, что они относительно неплохо летали, а один из них 20 августа 1913 года под управлением своего создателя перелетел Ла-Манш. Хотя, французская фирма "Ньюпор" приобрела лицензию, дело ограничилось постройкой всего одного экземпляра.
Зато в США их приняли на вооружение военно-морской авиации и выпускали серийно на фирме "Бёрджес" под обозначением "Бёрджесс-Данн" АН-7 и АН-10. В 1913-14 годах было сделано порядка 15 машин, большинство из них — в варианте гидроплана с поплавковым шасси. Эти аэропланы значительно отличались друг от друга, очевидно, изобрретатель искал оптимальную форму кабины и поплавков, а также экспериментировал с разными двигателями.
К слову, Джон Уильям Данн был весьма интересной и очень разносторонней личностью — офицер, участник Англо-бурской войны, затем — летчик и авиаконструктор. И в то же время — писатель, философ, мистик, занимавшийся парапсихологией, веривший в возможность путешествовать во времени, предсказывать будущее и написавший книгу о "вещих" снах.
Данн прожил долгую жизнь и умер уже после Второй мировой войны, но, к сожалению, в начале 1920-х годов он потерял интерес к авиации и больше самолетов не проектировал.
На заставке — Джон Данн за рычагами управления своего первого удачного самолета D-5, а далее — подборка фотографий и рисунков этой и других его машин.

D-5 и гидроплан D-10 в причудливой камуфляжной окраске американского ВМФ.

D-5 имел четырехцилиндровый рядный мотор водяного охдаждения "Грин" мощностью 60 л.с. с цепными приводами на два толкающих винта.

D-5 с увеличенным бензобаком перед стартом.

Самолет D-8 с французским звездобразным ротативным мотором "Рон" и прямым приводом на винт.

Силовая установка самолета D-8 крупным планом.

Гидроплан D-10. Обратите внимание на бомбу под крылом. Далее — американские гидропланы "Бёрджесс-Данн"





"Бёрджес-Данн" АН-7 в полете.
Комментарии (0)