Ровно 55 лет назад, 8 августа 1967 года, впервые взлетел Як-18Т - глубокая модернизация учебного и спортивно-пилотажного самолета
А главное - был полностью переделан фюзеляж, который, во-первых, стал цельнометаллическим, с дюралевой обшивкой, а во-вторых - значительно расширился, благодаря чему в нем поместилась четырехместная кабина с боковыми дверями и удобным пассажирским диваном позади пилотских сидений.
Из-за этой довольно комфортной кабины, за которую самолетик получил у летчиков прозвище "кадиллак", многие воспринимают Як-18Т как аэротакси, но нет, его предназначение было другим. Он разрабатывался в качестве самолета первоначального обучения для курсантов летных училищ гражданской авиации. На нем в течение 20 лет впервые поднимались в небо будущие пилоты советских авиалайнеров.
Поэтому у него сдвоенное управление, причем не с "джойстиками", как у подавляющего большинства легких одномоторных самолетов, а со штурвалами, как на крупных и тяжелых машинах. Кроме того, курсант и инструктор сидят не друг за другом, как на военных УТС, а плечом к плечу, как пилоты пассажирских самолетов.
Также были проекты санитарного и грузового варианта, но они остались нереализованными, а все 536 серийных экземпляров Як-18Т, построенные в 1973-83 годах на Смоленском авиазаводе, поступили в Актюбинское, Бугурусланское, Кировоградское, Краснокутское и Сасовское училища Аэрофлота.
В 1993 году производство было ненадолго возобновлено и собрано еще 15 экземпляров, а в 2007 году последовало очередное возобновление выпуска, так как Аэрофлот заказал дополнительно 60 "летающих парт" с обновленной до современных стандартов авионикой.
Также надо упомянуть, что в 2002 году на базе Як-18Т был разработан шестиместный пассажирский самолет СМ-1000П, который выпустили небольшой серией в несколько экземпляров (мне известно о трех). Кстати, его спроектировал мой полный тезка и однофамилец, авиационный инженер Вячеслав Кондратьев.
В 1990-е годы, в связи с сокращением набора курсантов в летных училищах и закрытием некоторых из них порядка 200 "кадиллаков" было распродано по остаточной стоимостии различным аэроклубам, фирмам и частным лицам, в том числе - иностранным. Благодаря этому самолет широко разлетелся по миру и сейчас его можно встретить даже на юге Африки.
Мое личное знакомство с этой машиной состоялось в 1992 году, когда я совершил на ней экскурсионный полет над Подмосковьем с еще не застроенного Тушинского аэродрома. Это было круто.
Опытный экземпляр Як-18Т в экспозиции Парижского авиасалона. Надо признать, что особого впечатления на иностранцев он не произвел и зарубежных заказов на него не последовало, так как в Западной Европе и Северной Америке уже давно выпускались десятки типов самолетов подобного класса.
Интерьер кабины Як-18Т при взгляде с пассажирского дивана. Хорошо видны сдвоенные штурвалы.
Як-18Т с открытой дверью, для облегчения доступа к дивану спинки пилотских кресел складывались вперед как в двухдверных легковых автомобилях.
Як-18Т садится на заснеженный аэродром. Обратите внимание на большой посадочный щиток.
Як-18Т, летающий над Венгрией. Самолет оснащен трехлопастным винтом с большим коком.
Польский Як-18Т со стандартным двухлопастным пропеллером.
Як-18Т, добравшийся до ЮАР.
Немецкая машина.
Чешский Як-18Т, раскрашенный под самолет Аэрофлота советских времен.
Новый "кадиллак" - СМ-2000П. Как видите, у него значительно изменена форма хвостового оперения и сделаны дополнительные иллюминаторы.
Комментарии (0)