Ленин и замазанный Николай II: сто лет спиной к спине
16:12 04 июля 2022
Однажды в Академии имени Штиглица показали единственную в мире двухстороннюю картину, на которой с разных сторон холста нарисованы портреты руки двух художников. С одной стороны – портрет Николая II 1896 года руки Ильи Галкина, а с другой – посмертный портрет Ленина, от художника Владислава Измайловича.
В 1917 году, преподаватель Петроградской трудовой школы Владислав Измайлович, сильно рискуя, наскоро замазал серой водорастворимой краской портрет Николая II руки другого художника, Ильи Галкина.
Портрет императора стоял в огромной, шикарной царской позолоченной раме, и если Измайлович не решился бы спасти картину, ее наверняка бы уничтожили.
Вот и стояла забеленная картина в школе 7лет, пока в 1924 году Измайловичу, как уже востребованному советскому художнику, не поступил заказ на посмертный портрет Ленина. И он понял – вот шанс спрятать произведение Галкина еще надежнее. На обратной стороне холста художник рисует Ленина.
- Илья Галкин тщательно обработал холст и долго писал классический портрет императора с натуры. Измайлович же, очевидно, писал быстро, исполняя заказ – он даже не стал грунтовать холст со своей стороны, а просто проклеил его и небрежно, пастозно, написал Ленина, - рассказывает восстановленную историю картин их реставратор Татьяна Поцелуева.
Портрет вождя революции руки Измайловича занял в школе то же место, что и портрет императора. Его даже поместили в ту же золотую раму, лишь сняв с нее царские символы. И так картина и простояла в актовом зале школе 96 лет.
А дальше начинается интересная современная история….
Все забылось, портрет императора никто не искал, в школе стоял огромный Ленин. Но все тайное рано или поздно становится явным. Тайну картины случайно открыли баловавшиеся школьники – они оторвали ее нижнюю часть, которую потом нашли в мусоре, и на оторванной обратной части холста дети увидели мужской сапог.
Стало ясно – что за портретом Ленина кто-то есть!
Полотно отправили ее к реставраторам Академии Штиглица в 2013 году.
3 года восстанавливали обе стороны холста, которые за несколько десятков лет в школе без должного ухода успели сильно пострадать.
Уникальная картина потребовала и уникальной рамы – такой, которая позволяла бы видеть сразу две картины обоих мастеров.
Сделали такую раму. Сторону с портретом императора более изящную – с декоративным багетом, а с "ленинской" - простую, деревянную, как бы рабоче-крестьянскую.
Кстати. Илья ГАЛКИН - русский художник, живший с 1860 по 1915 год. Имел звание классного художника 2 степени и право рисовать монарших особ.
Владислав Измайлович - советский живописец-акварелист и график. Автор росписи плафона Большого зала особняка Елисеевых и центрального плафона Русского музея в Петербурге, и это были другие сюжеты.
После 1917 иногда создавал новые работы прямо поверх собственных.
Вот пример – тот самый плафон: По воспоминаниям, на нём были изображены танцующие нимфы. Пока в особняке квартировал ДИСК (Дом ИСКусств), нимфы оставались на месте. Но вот когда в здание вселился «Деловой клуб руководителей производства», Измайловича пригласили голых баб замазать или сбить, и нарисовать что-нибудь соответствующее новой политической ситуации. И он с задачей справился.
Нимфа с лирой — работы другого художника, но в том же особняке Елисеевых.
Далее — новый плафон работы Измайловича, «Пожар мировой революции». Хорошо видно, что в пожаре горит русская деревня.
В верхней части народные массы митингуют на Красной площади у ещё временного, деревянного мавзолея Ленина.
Долгое время Измайлович работал в той же школе и нередко проходил мимо портрета Ленина, который хранил его тайну.
Но до самой смерти в 1959 году он так и не обмолвился о том, что скрывает картина.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)