Ровно 90 лет тому назад, 24 ноября 1934 года, впервые поднялся в воздух французский бомбардировщик "Блох" (Bloch) МВ-210, который вполне мог бы претендовать на призовое место в конкурсе на самый угловатый и "прямолинейный" серийный военный самолет в мире, опередив в этом отношении английский истребитель "Эсифайф", о котором я писал совсем недавно.
У него было почти идеально квадратное сечение фюзеляжа и мотогондол (за исключением цилиндрических капотов), а форму крыла и оперения образовывали почти исключительно прямые линии. Этакий летающий ящик. Конечно, такие обводы были довольно невыгодными с точки зрения аэродинамики, зато — очень простыми и технологичными, что весьма положительно сказывалось на цене.
В остальном машина была вполне современной, сделанной с применением многих новинок авиастроения, таких как закрытые кабины экипажа, башенные стрелковые турели, убирающиеся опоры шасси и воздушные винты изменяемого шага. Однако несмотря на эти новации, летные характеристики бомбардировщика из-за его "коробчатых" форм получились довольно посредственными.
В частности, максимальная скорость не превышала 330 км/ч. А взлетевший на полтора месяца раньше советский бомбардировщик СБ, который был максимально "зализан", выдавал 430 км/ч с двигателями примерно той же мощности (кстати, французскими) . Вот, что значит аэродинамика.
Однако французов данные МВ-210 вполне устроили, тем более что он значительно превосходил своего предшественника — еще более "гробообразный" бомбардировщик МВ-200, появившийся всего годом раньше, но не имевший убираемых стоек шасси.
В 1935 году МВ-210 запустили в серию и за два года наклепали 298 штук, включая 10 — на экспорт, в Румынию и три или четыре — в Испанию. Однако быстрый прогресс авиастроения в 1930-е годы всего за несколько лет сделал МВ-210 безнадежно морально устаревшим. Тем не менее, к началу Второй мировой войны на этих машинах летали 12 из 33 бомбардировочных авиагрупп французских ВВС. Но им на смену уже шли более современные машины LeO-451.
"Блохи" успели совершить несколько боевых вылетов, в ходе которых вражеские истребители сбили семь самолетов, два разбились в авариях, а еще девять — пришлось списать из-за боевых повреждений. Стало ясно, что при встречах с "Мессершмиттами" у МВ-210 нет шансов, поэтому еще во времена "страннной войны" все самолеты данного типа переклассифицировали в ночные бомбардировщики, либо — в учебные машины.
После капитуляции Фрации там еще оставалось порядка 120 исправных МВ-210, которые состояли на вооружении марионеточного режима Виши вплоть до полной оккупации немцами французской территории осенью 1942 года. Гитлеровцев эти летающие анахронизмы не заинтересовали. Часть трофеев они передали своим союзникам — болгарам, которые их использовали только в качестве учебных, а остальные — отправили в металлолом.
Предшественник МВ-210 — бомбардировщик МВ-200, имевший схожую конструкцию и также весьма распространенный во французскх ВВС 1930-х годов. Таких самолетов было построено 272 штуки.
МВ-210 в полете. Характерной особенностью этой машины, как и МВ-200, помимо их "квадратности", были большие и толстые ребра жесткости, проложенные вдоль всех наружных поверхностей. Разумеется, аэродинамику они тоже не облагораживали.
Несерийная модификация МВ-211, оснащенная рядными V-образными двигателями "Испано-Сюиза", на Парижском авиасалоне 1934 года.
Построение экипажей одной из строевых эскадрилий МВ-210 на аэродроме во второй половине 1930-х годов.
После начала войны МВ-210, ранее имевшие однотонную темно-зеленую окраску, были покрыты пятнистым камуфляжем, в эскадрильные эмблемы на них замазали из соображенй секретности. Машина, изобраденная на снимке была захвачена немцами в июне 1940 года.
Немецкие солдаты позируют еще на одном трофейном "Блохе", потерпевшем аварию.
Сверху — два МВ-210 с довоенными французскими обозначениями рзличных бомбардировочных авиагрупп. Далее — машина в военном камуфляже с более мощной радиостанцией, но без вооружения. Внизу — еще один невооруженный МВ-210, принадлежавший вишистской авиации, с характерными для нее полосатыми капотами и хвостовым оперением.
Комментарии (0)