Ровно 55 лет назад, 18 октября 1966 года, совершил первый полет гигантский экраноплан КМ - подлинный шедевр советских авиационных и корабельных технологий. По длине фюзеляжа - 92 метра и по величине полезной нагрузки - 304 тонны он до сих пор остается крупнейшим в мире летательным аппаратом.
Впрочем, это было чисто экспериментальное изделие, предназначенное для отработки технологий и аэродинамических исследований, поэтому аббревиатура "КМ" расшифровывалась как всего лишь "корабль-макет". Но западные разведки, не зная об этой расшифровке, окрестили обнаруженного на спутниковых снимках гиганта "Каспийским монстром" (Caspian Monster), поскольку его испытания проходили в Каспийском море.
Надо заметить, что он произвел на военных специалистов НАТО потрясающее впечатление, поскольку ни в одной стране мира, включая США, ничего подобного не существовало даже в проекте.
Экраноплан испытывался в течение 15 лет, до тех пор, пока в 1980 году не потерпел небольшую и обошедшуюся без жертв аварию из-за ошибки экипажа. Поскольку летная программа к тому времени была практически завершена, а на смену КМ уже проектировался новый экраноплан "Лунь", восстанавливать "монстра" не стали и программу закрыли.
О КМ, который был рассекречен во времена перестройки-гласности, написано уже довольно довольно много, но до сих пор неизвестно, в какую сумму обошелся этот грандиозный объект советскому бюджету? Можно лишь предположить, что она была не менее грандиозной. А на сколько необходимыми и оправданными были эти расходы, тем более - в условиях, когда уже начала проваливаться и рассыпаться широко разрекламированная программа
Как бы там ни было, "Каспийский монстр" остался в истории как величественный и красивый, но почти забытый и в сущности бесполезный символ советского могущества, созданный в период наивысшего расцвета коммунистической системы.
Обратите внимание, что номер на хвосте заменен, хотя, это одна и та же машина. Это делалось, чтобы ввести в заблуждение вражеские разведки.
Комментарии (0)