
Если верить минским летописям (а почему бы, собственно говоря, им не поверить?), то ровно 620 лет назад, 11 июля 1405 года, началась первая великая океанская экспедиция Драгоценного флота Империи Мин под командованием выдающегося флотоводца Чжэна Хэ. Адмирал, которому абсолютно ничего не мешало и не отвлекало от дел, поскольку его кастрировали еще в детстве, провел свои огромные суда под алыми парусами по Тихому океану, обогнул Малайский полуостров, пересек Индийский океан, достигнув Цейлона и западного побережья Индии.
В своих дальнейших плаваниях 1409-1422 годов он продвинулся еще дальше — до Персидского залива, Красного моря и экваториальной Африки, причем все это происходило за много десятилетий до первого путешествия Христофора Колумба, когда в Европе о дерзких заокеанских походах никто даже не думал.
Но после смерти в 1435 году императора Сю Аньдэ новые правители империи не интересовались морскими походами и перестали выделять средства на строительство океанских судов. А после того как в 1449 году монголы разгромили Минскую армию и захватили в плен императора Ци Чженя, среди минчан начались разброд и шатания, из-за чего им стало и вовсе не до флота.
О "хождениях три за моря" они постепенно забыли, утратив навыки кораблестроения и мореплавания, а ведь могли бы уже тогда сделать свою страну великой океанской державой. Все предпосылки для этого у них были, поскольку они умели строить такие корабли, по сравнению с которыми тогдашние европейские каракки, галеоны и каравеллы выглядели лилипутами.
На заставке — Чжен Хэ на палубе своего флагмана принимает рапорта и наблюдает за прокладкой курса по компасу (тоже китайское изобретение).

Политическая карта Азии начала XV века с отмеченными маршрутами дальних походов Драгоценного минского флота под руководством Чжэна Хэ.

Главную силу минского океанского флота составляли построенные на Нанкинской судоверфи огромные восьмимачтовые и девятимачтовые суда длиной свыше 120 метров, именуемые баоцюанями, в переводе — сокровищницами. На рисунке рядом с баоцюанем для сопоставления размеров изображена потугальская каракка времен Колумба.

Девятимачтовый четырехпалубный баоцюань в разрезе. Виден каменный балласт в трюме, грузы на нижней палубе и "скотный двор" на средней. Возле баковой надстройки - клетка со слоном.

Чжэн Хэ, румяный и довольный удачным походом, возвращается из Африки, везя в подарок императору жирафа, которого минчане сочли волшебным зверем ци-линем, олицетворявшим милость богов.

Трехмачтовая джонка Драгоценного флота входит в укрепленную гавань.

Корабли Чжэна Хэ у Аравийского побережья.

Типовая трехмачтовая джонка империи Мин.
Комментарии (0)