
Ровно 260 лет назад, 7 декабря 1764 года, по распоряжению императрицы Екатерины Второй в Санкт-Петербурге открылся Эрмитаж — первый в России художественный музей. В его основу легла коллекция из 225 полотен голландских, фламандских и валлонских живописцев, приобретенная (по другой, более скандальной, но, на мой взгляд, менее вероятной версии — выигранная в карты) в начале того же года у богатого берлинского купца и фабриканта Иоганна Эрнеста Гоцковского.
Коллекцию Гоцковский, считавшийся знатоком и ценителем живописи, в течение нескольких лет собирал для короля Пруссии Фридриха Великого по его заказу. Но оставшийся с пустыми карманами после Семилетней войны Фридрих "кинул" купца и отказался выкупить заказ. Однако к нему проявила интерес Екатерина, решившая украсить свою столицу художественной галереей и выступить в качестве покровительницы изящных искусств.
В любом случае, это было правильное решение, благодаря которому Россия получила великолепный музей, который бывший и будущий президент США Трамп, побывав в Эрмитаже, назвал лучшей художественной галереей в мире. Впрочем, она могла бы быть еще лучше, если бы захватившие власть в России большевики в 1920-1930 годы не распродали значительную часть эрмитажных собраний ради получения валюты для индустриализации.
Но не будем о грустном. Лучше посмотрите на некоторые из оставшихся в России картины коллекции Гоцковского. А на заставке — работа современной российской художницы Екатерины Калиновской "Екатерина Вторая осматривает картины, приобретенные для Эрмитажа".

Ян Стен, "Алкаши", 1660 год; Якоб Йорданс, "Аллегорический семейный портрет", 1650 год; Хенрик Голциус, "Адам и Ева", 1608 год.

Рембрандт Харменс ван Рейн, "Авраам и три ангела", 1630 год; Франс Хальс, "Портрет молодого человека", 1650 год.
Комментарии (0)