Ровно 65 лет назад англичане и французы придумали новый способ отмечания Хэллоуина. В ночь с 31 октября на 1 ноября 1956 года они развязали войну против Египта в ответ на проведенную этой страной национализацию Суэцкого канала, лишившую франко-британских акционеров крупных и стабильных доходов.
Как уже было заведено, агрессия, получившая кодовое наименование "Операция Мушкетер", началась со внезапных массированных авиаударов по египетским авиабазам, чтобы ликвидировать возможность воздушного противодействия десантам интервентов.
Для этого была собрана мощная авиагруппировка, состоящая из 460 наземных машин (в том числе 230 истребителей и 70 бомбардировщиков), а также - 195 палубных (в основном - истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков). Морская авиация базировалась на трех английских и двух французских авианосцах, а наземная - на Мальте, на Кипре и на израильских авиабазах Лод и Рамат-Давид.
Этой армаде Египет мог противопоставить около 200 самолетов, из которых реальную боевую ценность представляли только 85 истребителей МиГ-15 и 35 бомбардировщиков Ил-28, недавно поступившие из СССР. Но большинство этих машин не было освоено летным составом.
Процесс переучивания египетких летчиков на советскую технику был далек от завершения. В частности, на 35 "илов" имелось всего 12 наспех подготовленных экипажей, которые худо-бедно умели на них летать, но ни разу не проводили учебных бомбометаний. Пилотирование "мигов" освоили 30 египетских летчиков, но ни один из них не проводил учебных воздушных боев и не тренировался в стрельбе.
Тем не менее, интервенты решили подстраховаться. Согласно разведданным, часть египетских ВВС базировалась в военной зоне каирского международного аэропорта, и именно по нему было решено нанести первый ночной удар английскими тяжелыми четырехмоторными бомбардировщиками "Вэлиэнт".
Но когда эти бомбовозы были уже на полпути к Египту, вдруг выяснилось, что боевых самолетов в каирском аэропорту нет, зато он забит иностранными пассажирами, стремящимися в преддверии войны срочно покинуть страну. А также - иностранными авиалайнерами, в том числе - американскими. Непонятно, почему это не выяснили раньше, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Летчикам по радио передали срочный приказ - сбросить бомбовый груз в море и возвращаться на аэродромы. На этом "мушкетерство" тяжелых бомбардировщиков закончилось, а на рассвете эстафету перехватила более легкая ударная авиация.
Свыше 200 палубных самолетов одновременно атаковали бомбами, ракетами и пушечным огнем аэродромы Альмаза, Абу-Суэйр, Инхас и Кабрит. Затем налет повторился. Всего в течение дня англо-французские летчики совершили 470 боевых вылетов, заявив об уничтожении более 100 египетских самолетов, ни один из которых так и не поднялся в воздух. Египетским зенитчикам удалось сбить всего один самолет - французский "Корсар", пилот которого погиб. Еще несколько машин получили повреждения, но сумели вернуться на свои авианосцы.
Неизвестно, насколько правдивыми были доклады пилотов, так как египтяне не разглашали свои потери. Но уже вечером первого дня конфликта президент Египта Насер приказал перегнать все уцелевшие самолеты в Судан, Саудовскую Аравию и на южную авиабазу Луксор, считая ее недосягаемой для интервентов. Тем самым он фактически признал, что египетские ВВС выведены из игры, так и не приняв в ней участие. В перегонке, помимо египетских пилотов, успевших освоить управление советскими машинами, участвовали летчики-инструкторы из СССР.
Мнение Насера о неуязвимости Луксора оказалось ошибочным, так как 4 ноября эту авиабазу атаковали английские бомбардировщики "Канберра", а на следующий день - французские "Тандерджеты" с подвесными топливными баками, уничтожив семь из восьми стоявших там "илов".
5 ноября начался наземный этап операции - высадка морских и воздушных десантов в египетских приморских городах Порт-Саид и Порт-Фуад. Высадка проходила при активной поддержке с воздуха, но об этом - чуть позже.
На заставке - английская "Канберра" бомбит авиабазу Луксор. На все самолеты, участвовавшие в операции "Мушкетер", были нанесены так называемые элементы быстрой идентификации в виде широких черно-желтых полос, предназначенные для того чтобы избежать ошибочных обстрелов собственными зенитками. Но эта предосторожность оказалась излишней, так как египетская авиация в войне не участвовала, а значит, любой самолет в зоне боевых действий принадлежал интервентам.
Британские авианосцы "Игл", "Булварк" и "Альбион", принимавшие участие в операции "Мушкетер".
Английский истребитель-бомбардировщик "Уайверн" стартует с палубы авианосца "Игл". Под крылом видны подвесные топливные баки и неуправляемые ракеты.
Английский истребитель-бомбардировщик "Хантер" и две "Канберры" над египетским аэродромом.
Французский палубный истребитель-бомбардировщик "Корсар" дает залп реактивными снарядами.
Французский самолет ДРЛО "Гуппи", сделанный на базе американского торпедоносца "Эвенджер".
Английский истребитель "Си-Веном", поврежденный зенитным огнем и севший "на брюхо" на палубу своего авианосца. Интересно, что эта машина у англичан в потерях не числится. Очевидно, она была восстановлена.
Комментарии (0)