Ровно 85 лет назад, 16 марта 1937 года, впервые взлетел голландский многоцелевой боевой самолет "Фоккер" G.I оригинальной схемы - двухмоторный двухфюзеляжный моноплан с центральной гондолой, в которой размещался летчик и стрелок-радист.
Нидерланды. как известно, страна маленькая и с относительно небольшим военным бюджетом, которая не могла себе позволить строить и содержать много разнотипных военных самолетов различного назначения. Поэтому фирме "Фоккер" заказали универсальную машину. способную играть роль тяжелого дальнего истребителя сопровождения, барражирующего перехватчика, разведчика и легкого бомбардировщика. В Голландии, СССР и некоторых других странах подобные машины в 1930-е годы называли "воздушными крейсерами".
Главный конструктор фирмы Эрих Шацки решил, что для такого самолета оптимально подойдет малораспространенная и относительно слабо изученная в те годы двухфюзеляжная схема. В этом состоял определенный технический риск, но он оказался оправданным. Самолет получился вполне удачным. Правда, летные характеристики были не особо выдающимися: максимальная скорость - 475 км/ч, потолок - 9200 м, начльнная скороподъемность - 13 м/с. Зато G.I показал изрядную маневренность. Он мог выполнять все фигуры высшего пилотажа и закладывал крутые виражи с креном почти под 90 градусов.
Но особо впечатляло вооружение: в носу гондолы располагалась батарея из восьми пулеметов, вместо которых можно было установить две 23-мм автоматические пушки "Мадсен" и два пулемета. Еще один подвижный пулемет стоял для самозащиты в задней части гондолы. Кроме того, имелся закрытый створками бомбовый отсек, вмещавший 400 кг бомб. Когда еще не летавший прототип в 1936 году показали на Парижском авиасалоне, местные журналисты дали ему прозвище "Ле Фошер". то есть "косарь" или "жнец".
Самолет имел характерную для "Фоккеров" смешанную конструкцию: металлическая гондола и фюзеляжные балки с каркасами из стальных труб и клепаной дюралевой обшивкой сочетались с цельнодеревянным крылом, обшитым фанерой.
Для нидерландских ВВС в 1938 году заказали 36 G.I. Кроме того, к самолету проявило большой интерес правительство Испании, где шла война с фашистскими мятежниками. Оно оформило заказ на 26 самолетов, которые уже начали строить, но вскоре голландские власти, присоединившись к "политике невмешательства", наложили эмбарго на эту сделку.
О перепродаже "зависших" машин велись переговоры с Финляндией, но она в конце концов предпочла купить английские легкие бомбардировщики "Бленхейм". Тогда самолеты предложили Швеции, но тут началась Вторая мировая, и Голландия, в конце концов, решила оставить их у себя. В итоге они так и остались недостроенными.
К началу гитлеровского "блицкрига" в Голландии имелись в боеготовом состоянии 23 G.I, сведенные в две эскадрильи. Еще три были неисправны, а 10 машин числились в резерве и стояли на складе без вооружения. Когда ранним утром 10 мая 1940 года немцы нанесли массированный авиаудар по голландским аэродромам, 12 двухмоторных "Фоккеров" из эскадрильи 4-II-1 стояли в ангарах на авиабазе Берген. 10 из них были за несколько секунд уничтожены авиабомбами.
Эскадрилье 4-II-2 с аэродрома Ваальхафен повезло больше. Она потеряла на земле три самолета, но остальные восемь успели взлететь и вступить в бой. Всего немцы потеряли за этот день в воздушных боях над Голландией 25 самолетов: 12 бомбардировщиков "Дорнье" Do-17, 9 бомбардировщиков "Хейнкель" Не-111, три истребителя "Мессершмитт" Bf-109 и трехмоторный транспортник "Юнкерс" Ju-52 с десантом.
Из них только "Юнкерс" можно бесспорно отнести на счет G.I, так как об этом доложил спасшийся член экипажа. А остальные победы двухмоторные "Фоккеры" разделили в неизвестной пропорции с одноместными истребителями "Фоккер" D-XXI, которые тоже принимали активное участие в воздушных боях. Немцы в свою очередь сбили один "крейсер" и серьезно повредили еще два.
Три G.I возвращаясь из боя, обнаружили, что их аэродром уже захвачен германскими десантниками. Не имея горючего для полета до другого аэродрома, они были вынуждены сесть на близлежащий песчаный пляж, при этом все самолеты получили повреждения шасси, а вскоре их на земле добили "Мессершмитты".
К утру следующего дня голландцы, частично восстановив поврежденные машины, имели пять боеготовых "крейсеров", которые вновь приняли участие в боях. 12 мая лейтенант Ван Ульсен в схватке с тремя "Мессершмиттами" сумел сбить один из них, но и его самлет получил тяжелые повреждения. Лейтенанту пришлось совершить вынужденную посадку вне аэродрома. Еще в одном бою пара G.I, сопровождавшая бомбардировщик "Фоккер" T.V подверглась атаке девятки "мессеров", которые без потерь сбили бомбардировщик и один из "крейсеров". Второму удалось спастись.
14 мая голландцы смогли ввести в строй четыре резервные машины, установив на них вооружение. но принять участие в боях они уже не успели, так как 15 мая Голландия капитулировала. Немцам достались, по разным данным, от 10 до 12 "крейсеров", частично - поврежденных или неисправных. Отремонтировав эти трофеи с помощью голландских механиков, оккупанты в течение нескольких лет использовали их в качестве учебных машин в одной из летных школ Люфтваффе.
"Фоккер" G.I с опознавательными знаками времен майской кампании 1940 года.
Носовая секция G.I без двигателей и частично без обшивки.
Второй прототип G.I с гражданскими обозначениями и без вооружения.
Финские потенциальные заказчики осматривают второй прототип. Хорошо видна клепка на дюралевой обшивке килей и хвостовых балок.
Серийный G.I с довоенными опознавательными знаками.
G.I с экспериментальными тормозными щитками под крылом для использования в качестве пикирующего бомбардировщика. На серийные машины это оборудование не ставили.
G.I в полете.
Механики заряжают пулеметную батарею G.I.
Немец позирует в кабине G.I, уничтоженного бомбой на аэродроме.
Комментарии (0)