Нет, это не о том, что вы подумали, а об одной из первых в мире резонансных авиакатастроф, произошедшей на глазах десятков тысяч зрителей. Ровно 120 лет назад, 12 мая 1902 года в своем первом и последнем полете над Парижем потерпел катастрофу дирижабль Pax (читается "Пакс" - имя древнеримской богини - персонификации мироздания). Название оказалось слишком претенциозным.
"Пакс", спроектированный жившим во Франции бразильским изобретателем Аугусто Серверо, интересен тем, что это был второй в мире дирижабль полужесткой конструкции. А первый еще в 1812 году
Дирижабль Серверо приводили в движение два винта - тянущий и толкающий, установленные на концах баллона и приводимые в действие через длинные валы от бензинового мотора, расположенного в гондоле. Судя по всему, именно этот мотор и стал причиной его гибели.
Многочисленные зрители, наблюдавшие за полетом воздушного корабля, с ужасом увидели, что на высоте примерно 300 метров его полотняная оболочка, наполненная водородом, внезапно вспыхнула и сгорела за несколько секунд, а гондола и рама рухнули на землю. В гондоле находились сам Серверо и приглашенный им для обслуживания двигателя механик-француз по фамилии Саше. Разумеется, оба они погибли.
Точную причину пожара установить не удалось, а наиболее вероятной считается считается искра, вылетевшая из выхлопной трубы и воспламенившая баллон. Кстати, гибель "Пакса" - первая в мире авиакатастрофа, запечатленная на кинопленке. Его полет снимал оператор французской кинокомпании Жоржа Мельеса, но вместо фильма о триумфе у него получился репортаж о трагедии. К сожалению, в интернете я этот ролик не нашел.
На заставке - "Пакс" перед полетом и его крушение на рисунке из французского еженедельника "Ле Пети Журналь".
Рама из тонких стальных труб, сделанная зацело с каркасом гондолы и придававшая жесткость баллону "Пакса".
Французская почтовая открытка с фотографией "Пакса" и его погибшего экипажа.
Обломки "Пакса" на парижском бульваре.
Комментарии (0)