Ровно 90 лет назад, 3 мая 1932 года впервые поднялся в воздух прототип морского ближнего разведчика МБР-2 - фактически единственного крупносерийного военного гидросамолета, разработанного и принятого на вооружение в довоенном СССР. Эта машина, которую летчики сразу прозвали "амбаром" (не только из-за созвучия с аббревиатурой "МБР", но и за большой угловатый деревянный корпус), поначалу считалась вполне удачной, но к началу Отечественной войны она безнадежно устарела. А ничего лучшего в этом классе за восемь лет создать так и не удалось.
Поэтому в июне 1941-го почти весь парк советской военно-морской авиации состоял из МБРов, которых было выпущено 1365 штук. Несколько лет назад я делал журнальную монографию по "амбару" и, соответственно, изучал материалы его боевого применения. При этом меня не покидало восхищение упорством, настойчивостью и целеустремленностью советского военного командования, которое летом 1941 года, в условиях абсолютного господства в воздухе немецкой авиации, раз за разом посылало на разведку и бомбардировку эти громоздкие, тихоходные, неповоротливые и почти безоружные "фанерные гробы", не имевшие брони и протектированных баков.
Причем их нередко отправляли за линию фронта в светлое время суток и без истребительного прикрытия, хотя, уже в первые дни боев стало ясно, что любая встреча с "мессершмиттами" означала для экипажеа МБР-2 почти неизбежную гибель. Неудивительно, что из 152 "амбаров", имевшихся к началу войны в составе ВВС Балтфлота, за два месяца погибло 96, а почти все погибшие машины были сбиты в боевых вылетах. Эта суровая статистика в очередной раз доказывает, что, пожалуй, главными лозунгами РККА в Великой Отечественной войне были "Исполнить любой ценой!", "Умри, но сделай!" и "Не считаясь с потерями"...
МБР-2 раннего выпуска с открытыми кабинами и двигателем М-17.
МБР-2 той же модификации на гидроспуске.
Прототип усовершенствованного МБР-2 с двигателем М-34.
МБР-2 ВВС Черноморского флота в полете у побережья Крыма.
МБР-2 ВВС Балтфлота. Под крылом передней машины хорошо видны бомбовые подвески.
Финские солдаты осматривают МБР-2, совершивший вынужденную посадку на вражеской территории и оставленный экипажем.
МБР-2 М-34 в двух вариантах камуфляжа. Верхний, как правило, применялся в ВВС Северного флота, а нижний - на Балтике.
Комментарии (0)