Пьеса Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» наделала много шума, прежде чем появилась на сцене, а потом и в кино. Сама по себе пьеса, в которой главной темой была любовь, являла собой бомбу: любовь в Советском Союзе разрешалась только на фоне побед рабочего класса и успехов в социалистическом соревновании. А здесь ничего не было, кроме любви: случайно в кафе познакомились стюардесса Наташа и физик Электрон Евдокимов. В первый же вечер она осталась у него ночевать ( именно этот эпизод вызвал негодование чиновников и общественности). Наташа полюбила Электрона безоглядно и сразу. А он гораздо позже понял, что его, ловеласа и циника, безоговорочно накрыло настоящее чувство.
Отношения Наташи и Евдокимова обречены с самого начала. Как правило, сильная страсть – плохое начало совместной и долгой жизни. Они слишком разные, Наташа и Электрон. Она – романтичная, неземная девушка с грезами о любви, он – циничный и избалованный вниманием женщин молодой человек. Но в том-то и дело: как бы не сложилась их жизнь, эта любовь научит их мудрости и терпению, она станет самым главным событием их судеб. Автор предпочел смерть героини в конце пьесы – чтобы не разочаровывать зрителя. Если бы Наташа и Электрон банально расстались — ну, кого бы это заставило плакать в финале?
Автор – замечательный писатель Эдвард Радзинский – сам подробно описал, как пытались закрыть его пьесу, как он лично ходил к министру культуры Фурцевой, как репетировал в театре Ленинского комсомола Анатолий Эфрос. А позже в Ленинграде на сцене БДТ именно в этой роли он увидел и сразу влюбился в актрису Татьяну Доронину, и она потом сыграла Наташу в чувственном и тонком фильме Георгия Натансона «Еще раз про любовь». Как много всего замешено в этой пьесе, как много автором сказано личного и даже интимного. Каким надо быть смелым человеком, чтобы взяться ставить эту пьесу в театре…
Смельчаком оказался Георгий Долмазян, который поставил пьесу в молодежной студии «Мост». Бережно и с пониманием режиссер обошелся с пьесой, а музыкальные номера в стиле 60-х годов только прибавили спектаклю правдивости и лиричности. Но на этом мои положительные впечатления заканчиваются…
Наташа – конечно, это главная фигура пьесы. Почему в нее не просто влюбился, а впервые полюбил физик Евдокимов? Да потому что она – не такая , как все. А Наталья Дедейко, исполнительница роли стюардессы, не сумела нам показать этого. Такую девушку не то что не полюбил, но даже бы и не взглянул Электрон Евдокимов. Мне кажется, актрисе вместе с режиссером надо было найти какой-то такой рисунок роли, чтобы мы с первых ее слов – там, в кафе поняли: это действительно самая лучшая девушка не только Москвы и Московской области, но всего Советского Союза.
Не случилось главной героини – не случилось и всего остального. Не было натянутой нити, которая держит спектакль и не дает зрителю ни на минуту расслабиться. Не было накала страсти, которая подняла героев до понимания многих жизненных истин. Не случилось и трагического финала, когда плачешь не потому что, что героиня погибла, а потому, что здесь, в зрительном зале испытал катарсис и облегчение.
Сложно говорить о любви – и со сцены, и с экрана. Потому так мало спектаклей и фильмов, где главной темой и главным героем была бы любовь. Не на фоне производственных конфликтов или общественной жизни, а сама по себе , как главный двигатель всего на земле живого.
published on
Комментарии (0)