Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Ехали медведи на велосипеде



Поздравляю всех, кто хоть раз в жизни рулил двухколесным педалеходом, с сегодняшним праздником - Всемирным днем велосипеда! Впрочем, у русских, как известно, собственная гордость, поэтому у нас есть собственный  День  велосипеда, который отмечается 23 апреля. Согласно расхожей легенде (впрочем, расхожая она только в нашей стране), именно в этот день - 23 апреля 1801 года уральский крепостной крестьянин Ефим Михеевич Артамонов то ли изобрел велосипед, то ли приехал на своем изобретении в Петербург и продемонстрировал его царю-батюшке Александру Первому.

Правда, уже давным-давно доказано, что этот Артамонов - вымышленный персонаж. Никакой информации ни о нем самом, ни о его изобретении в архивах не найдено, а впервые его упомянул некий Белов в изданной в 1896 году книге "Исторический очерк уральских горных заводов". Скорее всего, этот самый Белов и является "отцом" первого русского велосипедиста.

0_c098c_9bb796d1_orig

Вверху - "подлинный велосипед Артамонова", хранящийся в Ирбитском краеведческом музе. Однако, согласно металловедческой экспертизе, он сделан из бессемеровской стали, которую начали выплавлять только в 1850-е годы, а по конструкции он является подражанием широко распространенным во второй половине XIX века велосипедам типа "паук", он же "пенни-фартинг". В общем, очередной фейк и "праздник на пустом месте". Впрочем, чем он хуже, к примеру, 23-го февраля, которое у нас широко отмечают, хотя историческая подоплека этой даты не менее сомнительна?

Efim-bike
Памятник Артамонову в Екатеринбурге и еще одно воспроизведение его легендарного велосипеда в Нижнем Тагиле.

 А в честь сегодняшнего реального праздника, утвержденного аж самой Генассамблеей ООН, я решил разместить подборку реальных велоизобретений эпохи стимпанка. Впрочем, кое что по данной теме я уже публиковал, поэтому, чтобы не повторяться, приглашаю интересующихся в этот древний пост.

US59915-0
Судя по всему, первый двухколесный экипаж, приводимый в действие ножными педалями, изобрели в 1862 году французы Пьер Лаллеман и Пьер Мишо. Они же придумали и сам термин "велосипед". Есть и другие претенденты, всего их около 20, но доказательства их приоритета более спорны. После Франции Лаллеман и Мишо запатентовали свое изобретение во многих странах, например, вверху - чертеж из американского патента 1866 года.

Вообще, довольно странно, что до столь примитивной конструкции никто не додумался раньше, ведь она была вполне под силу ремесленникам времен средневековья и даже античности. В принципе, на подобных "бициклетах" могли бы колесить еще древние римляне, тем более, что мощеные дороги, подходящие для этого вида транспорта, у них уже были. Представляете себе легионеров-велосипеистов? Но почему-то никому из механикусов в течение двух тысяч лет не пришло в голову объединить колесо с педалами, хотя, в те же годы создавались куда более сложные и затейливые механизмы.
MichauxVelocipede20140202_1538_s
В конце 1860-х годов серийный выпуск велосипедов был налажен на каретной фабрике, принадлежавшей Мишо. Новая игрушка пришлась по вкусу французской публике и неплохо раскупалась, хотя, езда по булыжным мостовым на деревянных колесах с железными ободами, была, мягко говоря, не очень комфортной. Не случайно в англоязычных странах велосипед получил прозвище Boneshaker, а в России - "костотряс".

Тем не менее, в 1870 году в одном только Париже было уже около полутора тысяч велосипедов. На снимке - одна из французских серийных моделей с сиденьем, укрепленным на пластинчатой рессоре, железной рамой и ручным тормозом, действующим на заднее колесо.

img58a3342589e1336ddc550920ba6f1b2a
Еще один весьма изящный велосипед Лаллемана-Мишо из пражского технического музея.

5463_original
Катанием на великах не брезговали и коронованные особы. Этот образец принадлежал русскому царю Александру Второму. Обратите внимание, что длина педалей у него регулируется.

cropped-hw1868p812066-copy
На "костотрясах" Лаллемана-Мишо проводились первые велосипедные гонки, причем не только мужские, но и женские.

791e80a76eaad523ac05c7d55159cb8b
В 1869 году шотландский каретный мастер Томас МакКолл решил составить конкуренцию французским велосипедам, представив собственную разработку, в которой педали надо было не крутить, а качать взад-вперед. Однако его машина получилась тяжелой, медлительной и не заинтересовала покупателей.

138600503
Про "велопауков" и одну из попыток устранения их недостатков я уже писал. Гораздо более радикальным нововведением было изобретение в 1879 году англичанином Гарри Лоусоном цепного привода на заднее колесо. Правда, в первой модели "безопасного бициклета", как Лоусон назвал свое изделие, переднее колесо "по инерции" было сделано гораздо больше заднего, хотя никакого смысла в этом уже не было.

h-j-lawson
Во второй модели Лоусон ударился в другую крайность, теперь огромным стало заднее колесо. Ни тот, ни другой аппарат коммерческим успехом не пользовались, но идею цепной передачи подхватили многие велопроизводители.

mh_17
Только к концу 1880-х велосипед стал приобретать более-менее привычные нам очертания. Тогда же (в 1888 году) Джон Данлоп изобрел пневматические шины, однако из-за их сложности, дороговизны и относительной недолговечности вплоть до конца XIX века большинство велосипедов выпускалось с ободами из сплошной резины.

Кроме того, у них отсутствовала втулка свободного хода (изобретена в 1898 году), поэтому, чтобы не крутить педали постоянно, велосипедисты на длинных спусках ставили ноги на подножки, укрепленные на передней вилке. Эти подножки хорошо виды на верхнем снимке. Также на нем видно еще одно нововведение - батарейный фонарь, позволивший ездить не только в дневное время.

1890-Columbia-Camelback-hard-tire-safety-bicycle
Формы велосипедных рам поначалу сильно варьировались, например у этой американской модели "Коламбиа" 1890 года изящная рама сделана зацело с крыльями и защитной накладкой цепи. Шины пока еще сплошные, но зато появилася пружинный амортизатор переднего колеса и привычный всем велосипедистам ХХ века звонок.

Lot-45-c.-1897-Columbia-model-40-military-cavalry-pneumatic-safety-bicycle.-EST-4-5k
А это - разработанная в 1897 году "Кавалерийская модель" той же фирмы с пулеметом "Кольт".

1884_Kangaroo_Dwarf_Safety_Bicycle_1884
Наряду с двухколесными в 1880-90 годах выпускалисть и находили свою аудиторию многочисленные модели трехколесных велосипедов. Их обычно покупали любители неторопливых прогулок. Трицикл "Ройял-Сальво", идентичный изображенному на левом снимке, принадлежал королеве Виктории, которая каталась на нем по парку уже в весьма почтенном возрасте.

А справа - весьма экзотичная конструкция - английский велосипед "Кенгуру" 1884 года - попытка объединить схему "паук" с цепным приводом. Применение цепей позволило опустить и сдвинуть назад седло, что сделало велосипед более безопасным. Однако к тому времени уже существовали велосипеды классической схемы с задним ведущим колесом, оказавшиеся гораздо более удобными, поэтому "Кенгуру", несмотря на активную рекламу, не получил распространения.

Источник: Ехали медведи на велосипеде
Автор:
Теги: Транспорт праздник к нам приходит Россия техника мистификации история стимпанк

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как на барельефе древнего храма на Бали появился мужчина на велосипеде (почти современном)
Как на барельефе древнего храма на Бали появился мужчина на велосипеде (почти современном)
1
Человек познаёт мир 10:30 01 фев 2024
Спящие медведи помогают лечить диабет
Спящие медведи помогают лечить диабет
1
Интересности 09:00 29 авг 2016
Собаки породы ньюфаундленды, как огромные милые медведи
Собаки породы ньюфаундленды, как огромные милые медведи
7
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 17:16 07 мар 2023
Камчатские медведи
Камчатские медведи
0
Сад огород дача и все самое интересное 04:11 07 авг 2016
Белые медведи на расстоянии вытянутой руки
Белые медведи на расстоянии вытянутой руки
0
Сад огород дача и все самое интересное 04:50 06 апр 2016
По улицам Москвы гуляют медведи. Миф подтвержден
По улицам Москвы гуляют медведи. Миф подтвержден
0
Интересности 20:01 04 дек 2016
Реалили-шоу всероссийского значения: как медведи устроили полярникам внеплановые каникулы
Реалили-шоу всероссийского значения: как медведи устроили полярникам внеплановые каникулы
0
Интересный мир 04:10 30 ноя 2016
В древности бурые медведи питались львами и тиграми
В древности бурые медведи питались львами и тиграми
0
Интересный мир 01:30 12 апр 2016
Камчатка. Медведи Курильского озера
Камчатка. Медведи Курильского озера
0
Интересный мир 01:25 22 окт 2016
Колоритные фотографии и малоизвестные факты о животных от работника крупнейших в мире зоопарков
Колоритные фотографии и малоизвестные факты о животных от работника крупнейших в мире зоопарков
2
Человек познаёт мир 02:30 09 фев 2024
Как жилось детям 100 лет назад: Ретро фотографии времён индустриальной революции
Как жилось детям 100 лет назад: Ретро фотографии времён индустриальной революции
7
Человек познаёт мир 01:30 01 мар 2024
Он залез внутрь медвежей берлоги, дальше произошло невероятное
Он залез внутрь медвежей берлоги, дальше произошло невероятное
3
Интересный мир 01:55 30 окт 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства