Режиссер: Джон Милиус
В ролях: Уоррен Оутс, Бен Джонсон, Мишель Филлипс, Клорис Личмен, Гарри Дин Стэнтон, Джеффри Льюис, Джон П. Райан, Ричард Дрейфусс
01. Это может быть одним из самых важных моментов в вашей жизни; не делайте его последним!
Начнём с прямой речи.
Джон Милиус: «Я стал очень дорогим сценаристом, но мне удалось заключить сделку с AIP, которая никогда бы не смогла купить ни один из моих сценариев. Я сказал, что напишу все, что вы хотите, если я смогу это поставить. Я бы сам заплатил им за постановку. Я посмотрел на гангстеров того времени, и больше всего мне понравился Джон Диллинджер. Это была тема, которую я бы сам никогда не выбрал, но она позволила мне показать, как хорошо я могу снимать перестрелки, монтировать материал, заставлять историю держаться и заставлять актёров играть... Мне нравится насилие, потому что оно реально. В «Диллинджере» есть у каждого действия есть последствия. Вы грабите банк, люди начинают стрелять, и кто-нибудь будет ранен или застрелен. Банда в фильме сбивает женщину, выходящую из банка, потому что они так и сделали. Они были в отчаянии. Но вы не зацикливаетесь на этом. Вы не зацикливаетесь на пулевых отверстиях и бьющей фонтаном крови».
К моменту сьёмок Джон Милиус уже имел звёздной статус как сценарист. За год до этого он сделал сценарный хет-трик: в 1972 году по его сценариям были сняты такие образцы киноклассики как «Грязный Гарри», «Иеремия Джонсон» и «Жизнь и времена судьи Роя Бина». Милиус пребывал в топе, поэтому для American International Pictures, которая специализировалась на малобюджетном кино он был неподъёмной фигурой. На весь фильм выделили всего лишь миллион долларов, но когда смотришь фильм, то скудость бюджета совсем не ощущается.
Миллиус смог собрать звёздный состав (может быть, не в том смысле, когда звёздами считаются те, кто получают гонорары с семью нулями). Уоррен Оутс, неизменный актёр у Сэма Пекинпа («Скачи по высокогорью» (1962), «Дикая банда» (1969), «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа» (1974)), он был из тех, на ком может держаться любое кино. К тому же, Уоррен Оутс оказался единственным киноактёром, сыгравшим Джона Диллинджера, который действительно выглядел как этот знаменитый гангстер. Его противника, агента Федерального бюро расследований Мелвина Пёрвиса сыграл еще один ветеран Голливуда, второй после Джона Уэйна постоянный актёр режиссёра Джона Форда Бен Джонсон. Мой любимый актёр второго плана Гарри Дин Стэнтон играет еще одного знаменитого члена банды Диллинджера Гомера Ван Метера (я уверен, что именно его совершенно нелепая шуба в фильме заставила Де Пальму использовать точно такую же в «Неприкасаемых»). Ещё один актёр, Ричард Дрейфус, с этого фильма начал свой путь на вершину киноолимпа. До этого чисто сериальный актёр он сыграл в картине Малыша Нельсона (позже братья Коэны, которые были хорошими друзьями Милиуса используют созданный им образ в фильме «О, где же ты, брат?», где Малыша сыграл Майкл Бадалукко). После «Диллинджера» посыпались такие хиты как «Американское граффити», «Вставки», «Челюсти», «Близкие контакты третьей степени», «До свидания, дорогая», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Увлечение кокаином обрушило его карьеру. В главной женской роли участница группы «The Mamas & The Papas» Мишель Филлипс (не бойтесь, эта не та, что жируха). Роль Анны Сэйдж, роковой для Диллинджера женщины сыграла Клорис Личмен, уже отметившаяся у Роберта Олдрича, Джорджа Роя Хилла и Питера Богдановича (у него она заработала свой «Оскар»), а впереди были еще роли в трёх фильмах Мела Брукса и девять премий «Эмми». Как я и написал в начале абзаца, звёздный состав.
02. Почему ты не веришь, что я чероки?
Съёмки фильма вызвали сопротивления со стороны ФБР и сам Дж. Эдгар Гувер протестовал против создания этого фильма и потребовал внести изменения в сценарий, чтобы изобразить ФБР в лучшем свете. Дело дошло до того, что незадолго до своей смерти он записал отказ от ответственности за фильм; его можно услышать после финальных титров. Но Милиусу пришлось уступить давлению по крайней мере в одном эпизоде. В фильме показано, как Джона Диллинджера застрелили возле кинотеатра Biograph после того, как он вытащил пистолет; на самом деле, Диллинджер так и не вытащил пистолет той ночью. ФБР решило убить Диллинджера, а не пытаться взять его живым; когда он повернулся, чтобы убежать, то получил шесть пуль в спину.
Миллиус на вопрос одного из журналистов о причинах выбора такого персонажа ответил, что захотел снять фильм о Джоне Диллинджере, потому что «из всех преступников он был самым замечательным». Миллиус делает из «Врага общества №1» настоящую легенду. Он не всегда следует за фактами, он создаёт миф о человеке, бросившим вызов системе. Он грабит банки, которые принадлежат системе, грабящей рядовых обывателей. Он не убивает целенаправленно обычных граждан, только случайно, это collateral damage. Полицейские не в счёт. Когда смотришь на его действия сразу вспоминается персонаж Харви Кейтеля из «Бешеных псов». Он там рассуждает, чем отличается настоящий грабитель от психопата. Последний стреляет всех подряд, а нормальный только копов, те не в счёт, поскольку они не люди. У Диллинджера примерно то же самое мировоззрение. Его любимая фраза, которую он говорит всем своим жертвам: «Не нервничайте, вам нечего бояться. Вас грабит банда Джона Диллинджера, это лучшее, что есть в этом бизнесе! Эти несколько долларов, которые вы сегодня потеряете, купят вам историю, которую вы сможете рассказать своим детям и правнукам. Это может быть одним из самых важных моментов в вашей жизни; не делайте его последним!».
03. Таможня не даёт добро
Диллинджер это цельный персонаж, уже в детстве он знал, что станет грабителем банков. «Мои приятели хотели быть пожарными, фермерами или полицейскими, что-то в этом роде. Не я, я просто хотел украсть деньги у людей! Всю свою жизнь я хотел быть грабителем банков. Носить оружие и носить маску. Теперь, когда это произошло, я думаю, что я лучший грабитель банков, который когда-либо был. И я, конечно, счастлив». Миллиус на волне популярности фильма Артура Пенна вкладывает в уста своих персонажей шпильку в адрес культовых героев:
Джон Диллинджер: что заставило тебя бежать из Куксон-Хиллз, Флойд?
Красавчик Флойд: ну, федералы добрались до моих предков, и им пришлось нелегко. А потом чёртова Бонни и Клайд проезжали мимо. Кучка бешеных псов, вот кем они были, и мне не жаль, что они сдохли.
Джон Диллинджер: Мелкие проходимцы вмешиваются и портят всем жизнь.
04. 100 убедительных доводов в обойме
Диллинджер считает себя неуязвимым, почти бессмертным героем подобно библейскому Самсону («Я, возможно, не буду жить вечно, но я был бы полным дураком, если бы не попытался!») и так же, как этот персонаж орудием его погибели становится женщина.
Агент Федерального бюро расследований Мелвина Пёрвиса это хладнокровный убийца именем закона, закуривающий сигару всякий раз, когда кого-то убивает. Он словно Терминатор выпущен Гувером в мир с одной целью: ликвидировать всех гангстеров, что появляются на первых полосах газет и вызывают нездоровый восторг у обывателей.
Сэмюэл Коули: Диллинджера трогать нельзя, это не федеральное преступление; он не заслуживает того, что вы предлагаете. Я не хочу убивать кого-то, кого я не могу застрелить по закону!
Мелвин Первис: Застрелите Диллинджера, и мы придумаем, как сделать это законным.
В первом фильме, как и в последующих режиссёр показывает сомнительных героев в экстремальных ситуациях. Показывает с симпатией. Миллиус в своём дебютном фильме продемонстрировал умение снимать эффектное кино на минимальном бюджете. Сцены перестрелок на долгое время стали эталоном для гангстерского кино.
05. Красавица и чудовище
06. Вот стою я перед вами словно голенький
07. Маска Красной смерти.
08. Клорис Личман, Уоррен Оутс, Бен Джонсон, Мишель Филлипс рекламируют фильм
09. Мишель Филлипс и Уоррен Оутс на съёмках «Диллинджера»
10. Слева — Джон Диллинджер, каким он был в 1934 году, а справа — Уоррен Оутс, загримированный для фильма «Диллинджер» 1973 года
Комментарии (0)