
Ровно 100 лет назад, 10 марта 1925 года впервые поднялась в воздух английская патрульно-разведывательно-бомбардировочная летающая лодка, которой, по уже установившейся традиции, дали "географическое" название "Саутхэмптон" в честь старинного портового городка.
В соответствии с проектом, разработанным молодым, 29-летним авиаконструктором Реджинальдом Митчеллом — будущим автором знаменитого "Спитфайра", это был довольно крупный пятиместный (двое пилотов и тое стрелков) цельнодеревянный биплан с фанерной обшивкой фюзеляжа и полотняной обтяжкой крыльев и оперения. Испытания прошли успешно, машина продемонстрировала хорошую мореходность и способность устойчиво летать даже в сложных погодных условиях.
В том же году ее приняли на вооружение и запустили в серийное производство. Выпуск продолжался до 1934 года, всего было построено 83 экземпляра, в том числе 15 — на экспорт. Шесть штук купила Турция, восемь — Аргентина и один, для ознакомления — Япония. В Англии "Саутхэмптоны" состояли на вооружении пяти скуадронов королевской морской авиации до Второй мировой войны, в Турции — до 1943 года, а в Аргентине — аж до 1948-го, несмотря на сильный износ и безнадежную моральную устарелость.
Интересной особенностью "Саутхэмптона" было то, что после постройки первых 23 экземпляров с деревянными корпусами, все дальнейшие серийные машины строились с фюзеляжами из дюралюминия. А поскольку дюраль обладает более высокой удельной прочностью, нежели древесина, это позволило не только увеличить долговечность конструкции, но и снизить ее массу на 230 кг. За счет этого облегчения на самолете нарастили запас топлива, увеличив дальность полета на 320 км.
В 1929 году все ранее построенные "Саутхэмптоны" (кроме проданных на экспорт) прошли коренную реконструкцию с заменой деревянных корпусов на металлические. В истории авиастроения это была уникальная операция, аналогов которой я не припомню. Еще на одной машине поменяли не только фюзеляж, но и каркасы крыльев, сделав их тоже дюралевыми. Однако дальше этого дело не пошло, так что у всех остальных гидропланов несущие плоскости остались деревянными.

"Саутхэмптон" в раннем цельнодеревянном исполнении. Такие машины впоследствии получили индекс Mk.I, а самолеты с дюралевыми фюзеляжами — Mk.II.

Компоновочная схема "Саутхэмптона". Самолет оснащался двумя моторами жидкостного охлаждения Нэпир "Лайон" мощностью по 500 л.с., которые обеспечивали максимальную скорость 174 км/ч. Вооружение — 1000 фунтов (450 кг) бомб или торпеда аналогичной массы и три турельных пулемета "Льюис". Дальность полета — 1500 км.

Спуск на воду прототипа "Саутхэмптона" во время испытаний.


Серийный экземпляр с деревянным фюзеляжем на съемном колесном шасси для перекатки по земле.

Аргентинская машина.

"Саутхэмптон" Mk.II с металлическим фюзеляжем и подвешенной торпедой.

Экспериментальная трехдвигательная модификация с моторами воздушного охлаждения, оставшаяся в единственном экземпляре.

Британский "Саутхэмптон" Mk.I и японский Mk.II.
Комментарии (0)