17 июля – день памяти преподобного Андрея Рублёва
Гениальный иконописец и великий мыслитель древней Руси преподобный Андрей Рублёв (1360–1430) жил в нелёгкий, но знаменательный период русской истории.
Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнёта Золотой Орды.
То была эпоха обновления, пора блистательных побед и жестоких поражений. К числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на землю русскую вторгся хан Едигей.
Разорительное нашествие монголо-татар ещё раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины».
Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым монастырём. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители.
Подробности жизненного пути преподобного Андрея Рублёва почти неизвестны. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывал свои произведения. В летописях его имя упоминалось редко. Скорее всего он был потомственным, коренным ремесленником.
Где была «земля рождения его», та земля, которая взрастила на своём лоне будущего великого художника?
Всё, что мы сейчас знаем о его личной и творческой судьбе, свидетельствует – Рублёв уроженец средней полосы России, тех мест, которые мы называем теперь Подмосковьем.
Только здесь, сохранялись его произведения, и дошедшие до нас, и известные по древним описям. И, наконец, в своей живописи Рублёв продолжал глубинные и давние традиции именно этого края Ростово-Суздальской Руси.
Иконописец ещё застал в живых преподобного Сергия Радонежского, любимый ученик которого преподобный Никон впоследствии заказал ему «Троицу».
Мироощущение Рублёва сформировалось в среде, воспитанной на Сергиевых заветах.
В житии преподобного Сергия Радонежского сказано:
«Андрей иконописец преизрядный и все превосходящ в мудрости зелне, седины честны имея».
Живя в такой высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным он и сам вёл жизнь иконописца-подвижника.
В 1966 году 33-летний Андрей Тарковский снял на киностудии «Мосфильм» историческую кинодраму «Андрей Рублёв», где впервые в советском киноискусстве был представлен эпический взгляд на духовную, религиозную сторону средневековой Руси. Эта картина мастера стала самым признанным его фильмом, который регулярно называется во всех опросах в числе лучших произведений мирового кино.
– Андрей Тарковский о фильме:
«Русские люди уверовали в свою силу, в своё окончательное освобождение. Вот эту веру, это предчувствие перемен выразил в своём творчестве Рублёв. Он прозрел утро в самый тёмный час ночи. На мой взгляд, в этом и заключается высшее предназначение художника».
– Алексей Солоницын, писатель и сценарист, о своём брате Анатолии Солоницыне – исполнителе роли Андрея Рублёва:
«В журнале “Искусство кино” появился сценарий “Андрей Рублёв”. Мы прочитали этот сценарий и стали его уговаривать ехать на пробы. Позвонили в Москву и выяснилось, что пробы почти закончились. На роль Рублёва был намечен уже известный к тому времени Станислав Любшин. И всё же Толя рискнул – поехал. Пришёл в киногруппу и заявил: “Я буду играть Рублёва”. На что Тарковский недоуменно пожал плечами и сказал: “Ну, снимите его”.
Претендентов на роль было человек сорок. И когда Тарковский разложил на стол фотопробы всех претендентов перед своими консультантами – знатоками Древней Руси, реставраторами, иконописцами – то они, все до одного, не сговариваясь, показали пальцем на Толю. Потому что в его лице здесь есть именно монашеское: колоссальное погружение внутрь самого себя. Это – лицо жертвенное, лицо человека, который ради служения Богу, ради служения высшей идее пожертвует своей жизнью».
– Президент Международного фестиваля «Золотой Витязь», народный артист России Николай Бурляев (мы хорошо помним его совсем мальчишкой в этом фильме Андрея Тарковского, повлиявшем не только на творчество актёра и режиссёра, но и на всю его дальнейшую жизнь):
«Я крещён в раннем детстве. Но крест не носил. В 1964 году, когда я снимался в фильме “Андрей Рублёв”, мне его повесил на грудь Андрей Тарковский: ведь мой Бориска не мог не носить креста! Тарковский – за всё ему очень благодарен! – стремился воссоздать духовный мир Андрея Рублёва, сведения о жизни которого скудны и отрывочны. Лишь немногие творения гениального мастера дошли до нас.
И сегодня картина Тарковского – явление мирового киноискусства. Консультантом фильма был известный искусствовед – Савелий Ямщиков. Он тогда открывал древние иконы, устраивал потрясающие выставки. С тех пор я стал укрепляться в вере, которая все эти годы даёт мне силы жить и работать».
…Повествование в фильме, разделённое на 8 новелл-эпизодов с 1400 по 1423 год, рассказывает о жизни Руси XV века, увиденной глазами странствующего монаха-иконописца Андрея Рублёва.
Последняя новелла «Колокол» – апофеоз фильма и средоточие его тем. Это рассказ о юноше Бориске (Николай Бурляев), который ради спасения жизни притворился знающим ключ к искусству литья колоколов, а потом обнаружил, что таинство созидания и в самом деле не чуждо ему.
В разрушенном Суздале нужно отлить новый колокол для звонницы храма. Слуги князя пытаются отыскать колокольного мастера, но после набега и эпидемии в живых никого не осталось.
Единственный, кого им удалось найти, – это юноша Бориска, сын одного из мастеров-литейщиков, который якобы знает «секрет литья». Князю не остаётся ничего другого, как поручить неопытному парнишке отливку огромного колокола.
Бориска, понимая всю ответственность задачи, возглавляет работу артели в сотни человек. Сложнейший заказ князя выполнен и в установленный срок колокол поднят на временную звонницу для испытаний.
Наступает момент истины: язык колокола, раскачавшись, касается стен инструмента и могучий голос плывёт над землёй.
Рублёв, наблюдающий это чудо, решает завершить свой 15-летний обет молчания и говорит Бориске: «Вот пойдём мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать… Какой праздник для людей…»
Финальные кадры черно-белого фильма неожиданно показывают в цвете, очень крупным планом то, что осталось нам от Рублёва и его современников, – иконы, в том числе звенигородского «Спаса» и знаменитую «Троицу».
В наше время иконы преподобного Андрея Рублёва находятся не в храмах, а в музеях.
Неисповедимы пути Господни!
Может быть, среди тысяч людей, в первую очередь молодёжь, которые видят там иконы Рублёва, многие начнут чувствовать ту святость, веру, надежду, любовь, которые вложил в свои работы иконописец.
Хочется надеяться, что это будет именно так. Ведь уровень образования, культуры нынешних школьников ныне, увы, оставляет желать лучшего. Об этом пишу с грустью в одном из стихотворений:
Андрей Рублёв
Сдающим ЕГЭ (для сведения)
Рублёв? Слыхали… Кажется, с Рублёвки.
Крутой! Вот бренд купил не за рубли.
А что! Прикинь, и мы бы так смогли.
Устали мы от школьной дрессировки.
Ребята, вас попутал интернет,
его, его лукавые уловки.
Рублёв тому назад жил много лет,
когда ни VIPов вам и ни тусовки.
Что знанья?! Лохотрон… И бред – ответ…
Такая на дворе теперь эпоха.
И истины давно в ответах нет.
Глаголите, не ведая подвоха.
Тускнеет и глупеет в школе Слово.
Растут, уходят в жизнь нЕдоросли.
Конечно, ныне вам не до Рублёва.
Да, сложен. Ну а вы не дорослИ.
Но Троица нас осеняет вдруг,
творение бессмертное Рублёва.
Разорван Ей порочный этот круг.
И из блокады новой выйдет Слово.
О, интернет! Подножки да уловки.
Андрея помнят, любят перелески.
Рублёв не жил и не был на Рублёвке.
Через века его сияют фрески.
В 2010¬–2011 годах в России и за рубежом отмечалось 650-летие преподобного Андрея Рублёва. Среди других – увы, немногочисленных шедевров, дошедших до наших дней, – посетители юбилейной выставки в Третьяковской галерее увидели и рублёвскую «Троицу».
Вот что, в частности, рассказала тогда в своём обширном интервью православной телекомпании «Союз» куратор выставки, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Николаевна Шередега (1950–2020), с которой я был знаком и доводилось беседовать и о преподобном Андрее Рублёве, и на другие темы:
…Иконописец Андрей Рублёв был канонизирован Русской Православной Церковью в том числе за подвиг иконописания. И вот его участие в начале XV века в создании иконостаса, росписи Успенского владимирского собора. Это грандиозный иконостас. Мы не знаем, сколько точно икон в него входило, но точно знаем, что это был один из самых первых высоких развитых иконостасов, то есть некой композиции из икон, отделявшей пространство алтаря от той части храма, где находились прихожане. Была выстроена та структура иконостаса, какой она впоследствии будет только в русском варианте. Мы знаем, что рождение высокого иконостаса – заслуга русской культуры, русской богословской мысли, и в первую очередь Андрея Рублева.
Древний иконостас включал в себя несколько чинов, в том числе главный деисусный чин, который представлял моление, где в центре представлен Спаситель, а по краям от Него Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и святые. То есть ряд увеличивался кратно, и он станет как бы сердцем, содержанием иконостаса, потому что именно эти святые обращаются к Спасителю с молитвой быть милостивым к людям в момент Страшного Суда.
Итак, восточная часть – иконостас, а в западной части кистью Андрея Рублева и мастеров его артели написан Страшный Суд. Внизу – местный ряд, праздничный чин (или праздничный ряд) – изображение праздников. Сверху – пророческий ряд.
Почему для нас так важно перечисление этих рядов? Потому что размеры этого иконостаса и то, что входило в него, – это предмет исследования очень многих учёных, исследователей. Он был определен грандиозностью самого храма. Второй раз такой грандиозный иконостас будет создан Дионисием и его артелью для Успенского собора Московского кремля. Потому что Успенский собор в 70-е годы XV века будет строиться Аристотелем Фиораванти по образу и подобию Успенского собора во Владимире.
То есть эта преемственность и приведёт к созданию иконостаса, полностью повторяющего эти невероятные размеры, которых не знала ни одна страна православного мира, где не было деисусного чина такого размера. Это во многом определило стилистику и специфику работы Андрея Рублёва и его мастеров, которые создавали ансамбль. Он был связан иконостасом с его программой, представляющей историю спасения человечества.
Как я уже говорила, отсюда огромная роль линии, композиционно склоненные фигуры. Особенно выразительными становятся силуэты, воспринимаемые с огромного расстояния, где внимание художника сосредоточено не только на исполнении ликов, но и, в первую очередь, на этом композиционном решении.
Для нас это чрезвычайно важно, потому что целиком иконостас не сохранился. Его постигла очень странная судьба. В XVIII веке, во время правления Екатерины II, в эпоху барокко – а это другая стилистика, другой пафос, – он был сочтён неуместным, старомодным для Владимира и отослан в село Васильевское Шуйского уезда, где был приобретён крестьянами для своей местной церкви.
Во Владимире был возведён совершенно иной, барочный, прекрасный, но совершенно иной по своему наполнению иконостас. Только в начале ХХ века были открыты иконы Андрея Рублёва из села Васильевское. И получилось так, что часть икон сложным путём попала в Третьяковскую галерею, а часть – в Петербург, в Русский музей. Но соединялись они у нас на выставке Андрея Рублёва.
Поэтому в том, что касается документально известных работ, это именно работа в Успенском соборе города Владимира с этим грандиозным иконостасом. Но иногда эти утраты, изменения сохранности не позволяют нам так тонко и плотно ощутить индивидуальность творческой кисти, творческого замысла Андрея Рублёва, как, может быть, произведения, не имеющие документальной привязки к Андрею Рублёву, но тем не менее точно связанные с его именем, – это такие произведения, как знаменитый звенигородский чин и “Троица”.
Когда мы говорим об иконописной деятельности преподобного Андрея Рублёва, мы должны обязательно помнить, что он был монахом. Все его творения были созданы по благословению. Самое великое его произведение – это, конечно же, “Троица”. Мы сейчас можем сказать, что у нее удивительная открывшаяся нам сохранность. Это особая тема, ведь на протяжении столетий никто не знал, как выглядело подлинное произведение Андрея Рублёва, написанное в похвалу преподобному Сергию.
Почему? Потому что слава этой иконы была столь велика, что она украшалась драгоценными окладами. Драгоценный убор Троицы и поновления более позднего времени скрывали подлинное её “лицо”. Несмотря на то что Стоглавый Собор середины XVI века постановил писать так, как писал Андрей Рублёв, мы можем сказать, что к этому времени, спустя уже почти полтора столетия со времени написания этой иконы, её облик, наверное, был уже иной. И только когда с неё сняли оклад и начались первые раскрытия, подлинный вид “Троицы” начал постепенно возникать сквозь завесу прежних времён.
Благодаря кропотливой, деликатной работе исследователей-реставраторов Третьяковской галереи мы с уверенностью можем сказать, что, хотя есть многочисленные утраты, изменены формы некоторых предметов, композиционный строй, почти всё личное письмо, колористический строй, говорят нам о том, как именно было задумано и как выглядело это великое произведение русской духовной культуры.
Конечно, есть изменения: это и чаша с главой агнца, которая имела слегка другие очертания, и небольшие изменения верхней части глаза и лика ангелов, но по общему ощущению, общему образу мы почти приближены к той “Троице”, в соответствии с которой было велено Стоглавым Собором писать так, как писал Андрей Рублёв.
Что же необыкновенного в этой иконе, ставшей, можно сказать, символом и как бы знаком русской культуры эпохи её взлета – начала XV века? Почему я говорю так осторожно – начала XV века? Потому что мы не знаем точной даты написания этой иконы. Есть два предположения. Одно из них сводится к тому, что икона писалась для деревянного храма, воздвигнутого над мощами преподобного Сергия (это 10–11-й год). Вторая точка зрения, которой придерживаются на сегодняшний момент Третьяковская галерея и многие исследователи, сводится к тому, что икона была написана в 20-е годы XV века для ныне существующего Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Так вот, пик русской духовности – время её второй встречи с Византией, время переосмысления идей исихазма, учения Григория Паламы, в том числе его учения об умной молитве, которая даёт возможность максимально приблизиться к Божественному идеалу. Господь явился Аврааму и Сарре в виде… А вот в каком виде – об этом спорят богословы: в образе ли трёх Ангелов или трёх Лиц Троицы. Эта тема трактовалась по-разному, но, как нам кажется, самое убедительное и тонкое богословское решение этого сюжета преподнесено именно в иконе Андрея Рублёва “Троица”».
Приведём – пусть и условные – основные даты жизни и творчества преподобного Андрея Рублёва:
Около 1360 г. – родился в средней полосе России.
1370–1390-е гг. учился и работал в дружине московских художников.
До 1405 г. – принял монашество с именем Андрей, жил в подмосковном Спасо-Андроникове монастыре.
1405 г. – совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.
1408 г. – вместе с художником Даниилом Чёрным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире.
Около 1408 г. – написал иконы, получившие впоследствии название «Звенигородский чин».
Затем (до 1427 г.) – совместно с Даниилом Чёрным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Тогда же написал «Троицу».
1427–1430 гг. – создал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.
29 января 1430 г. – скончался и погребён в Спасо-Андроникове монастыре.
Источник
published on
Комментарии (0)