Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Был учителем, стал солдатом



Ровно 85 лет назад, в тот самый день, когда над Англией состоялся боевой дебют первого в мире радарного истребителя, в СССР впервые поднялся в воздух учебно-тренировочный самолет УТИ-26, в дальнейшем переименованный в Як-7УТИ. Это был двухместный вариант истребителя И-26 (в дальнейшем — Як-1) со сдвоенным управлением. Задняя кабина предназначалась для инструктора, а передняя — для ученика.

Помимо этого УТИ-26 отличался от И-26 отсутствием мотор-пушки (вооружение состояло их двух пулеметов винтовочного калибра), а также (начиная со второго опытного экземпляра) — упрощенными и одновременно  усиленными основными опорами шасси, предназначенными для страховки от поломок при грубых посадках неопытных курсантов. Хвостовое колесо для облегчения и упрощения сделали неубирающимся.

В 1941 году Як-7УТИ нмамечалось запустить в серийное производство параллельно с Як-1 на московском авиазаводе №301, который после начала войны был эвакуирован в Новосибирск и объединен с местным 153-м авиазаводом.

Однако вскоре выяснилось, что из-за огромных потерь авиатехники в первые месяцы войны ВВС РККА остро нуждаются не в учебных, а в чисто боевых истребителях. И Як-7УТИ решили переоборудовать обратно в одноместную боевую машину. Насколько мне известно, такого больше никто и никогда не делал. Оборудование задней кабины инструктора демонтировали (но сама кабина осталась!), а мотор-пушку — вернули. В таком виде самолет в декабре 1941 года запустили в серию под обозначением Як-7А, построив 277 экземпляров.

Одновременно с налаживанием серийного производства шла работа по усовершенствованию машины. Ее вооружение было значительно усилено путем замены двух синхронных пулеметов ШКАС крупнокалиберными пулеметами БС. Ставшее ненужным остекление задней кабины зашили фанерой, а главное — мотор М-105ПА мощностью 1050 л.с. заменили форсированным М-105ПФ, развивавшим 1180 л.с.

Новая модификация, получившая обозначение Як-7Б, вышла на испытания в Новосибирске 28 января 1942 года. В дальнейшем Як-7Б был растиражирован в 5120 экземплярах, став вторым по массовости после Як-1 советским истребителем 1942-1943 годов.

Благодаря замене двигателя слегка повысилась скорость и скороподъемность, однако, до характеристик "Мессершмитта" Bf-109F — основного истребителя Люфтваффе на советско-германском фронте в 1942 году — самолет все равно не дотягивал. Но у советских летчиков не было выбора, приходилось воевать на том, что есть, невзирая на потери.

Як-7Б прошел боевое крещение в августе 1942-го на Сталинградском фронте, а пик его боевого применения наступил в 1943-м. В Курской битве принимали участие несколько истребительных авиадивизий (ИАД), в состав которых входили авиаполки на Як-7Б, а 234-я ИАД была целиком вооружена этими машинами. Но в дальнейшем, в связи с поступлением на фронт новых, более совершенных истребителей — Як-9 и Ла-5, а затем — Ла-7 и Як-3, процент "яков седьмых" начал снижаться.

К концу войны на советско-германском фронте Як-7Б почти не осталось. Их массовому списанию способствовало не только моральное устаревание, но и смешанная конструкция этих истребителей с преобладанием древесины, которая не выдерживала длительной эксплуатации, особенно — в условиях безангарного хранения под дождем и снегом. На Як-7, выпущенном два-три года назад, летать становилось просто опасно, уж не говоря о том чтобы вести бои.

Однако последние машины этого типа еще успели принять участие в короткой советско-японской войне 1945 года на Дальнем Востоке. К сожалению, до наших дней ни один Як-7Б не дожил, хотя бы, в виде музейного экспоната.

На заставке — Як-7Б капитана В.С. Мироненко из 195-го ИАП, воевавшего в 1943 году в Заполярье. На борту — отметки 32 воздушных побед. Реальный боевой счет Мироненко, согласно советским документам, — 4 личные победы и 16 побед, одержанных в группе. В начале 1944 года этот летчик погиб в авиакатастрофе.


Первый прототип УТИ-26 на испытаиях в НИИ ВВС в конце лета 1940 года. На самолете установлены такие же стойки шасси, как на И-26/Як-1. 


Та же машина с частично снятыми капотами.


Компоновочная схема Як-7А.


Линейка новеньких, только что вышедших из сборочного цеха Як-7Б на испытательном аэродроме Новосибирского авиазавода.


Шеренга Як-7Б, построенных на средства, собранные комсомольцами Сибири.


Як-7Б "Латвийский стрелок".


Як-7Б 21-го авиаполка ВВС Балтийского флота.

Сверху вниз:
Як-7Б из неустановленной авиачасти в серо-зеленом камуфляже с белой идентификационной полосой.
Як-7Б капитана Тарасова из 812-го ИАП, декабрь 1942 г. На борту - отметки 20 воздушных побед.
Як-7Б капитана Выдригана из 31-го гвардейского ИАП, лето 1943 года.

Источник: Был учителем, стал солдатом
Автор:
Теги: ВВС ссср авиация история Великая Отечественная

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Редкие снимки «танцующих» медвежат в лесу, сделанные финским учителем
Редкие снимки «танцующих» медвежат в лесу, сделанные финским учителем
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 12:28 08 авг 2023
Долгая история принятия солдатом собаки из Афганистана.
Долгая история принятия солдатом собаки из Афганистана.
0
Сад огород дача и все самое интересное 10:00 04 дек 2016
Вечно хмурый пес Чико стал звездой интернета
Вечно хмурый пес Чико стал звездой интернета
0
Человек познаёт мир 09:00 27 май 2025
Мир не без добрых людей! Бездомный кот отправится домой вместе с солдатом
Мир не без добрых людей! Бездомный кот отправится домой вместе с солдатом
0
Сад огород дача и все самое интересное 07:19 13 окт 2016
Как карлик вдруг стал великаном: невыдуманная история уникального Адама Райнера
Как карлик вдруг стал великаном: невыдуманная история уникального Адама Райнера
7
Женский каприз 11:14 22 сен 2021
Как бандит Дэнниэль Трехо стал звездой Голливуда
Как бандит Дэнниэль Трехо стал звездой Голливуда
1
Интересный мир 08:57 25 дек 2023
Как Юрий Антонов стал затворником и какие личные тайны скрывает
Как Юрий Антонов стал затворником и какие личные тайны скрывает
3
Интересный мир 23:20 19 фев 2025
Как сегодня живёт Кирилл Полухин и кем стал его сын
Как сегодня живёт Кирилл Полухин и кем стал его сын
2
Интересный мир 23:15 05 апр 2024
Андрей Григорьев-Апполонов: как сочинский парень стал Рыжим из «Иванушек»
Андрей Григорьев-Апполонов: как сочинский парень стал Рыжим из «Иванушек»
0
Артобоз 07:44 26 июл 2023
Старинная притча для тех, кому тяжело
Старинная притча для тех, кому тяжело
40
Женский развлекательный и поучительный сайт. 20:56 03 ноя 2020
Работая с людьми простыми, бедными, я стал очень раздражителен
Работая с людьми простыми, бедными, я стал очень раздражителен
16
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:00 29 окт 2023
Что купить к черной куртке, чтобы образ стал классным — обувь, шапки, сумки
Что купить к черной куртке, чтобы образ стал классным — обувь, шапки, сумки
1
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 14:20 21 янв 2025

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства