
Ровно 85 лет назад, в тот самый день, когда над Англией состоялся боевой дебют
Помимо этого УТИ-26 отличался от И-26 отсутствием мотор-пушки (вооружение состояло их двух пулеметов винтовочного калибра), а также (начиная со второго опытного экземпляра) — упрощенными и одновременно усиленными основными опорами шасси, предназначенными для страховки от поломок при грубых посадках неопытных курсантов. Хвостовое колесо для облегчения и упрощения сделали неубирающимся.
В 1941 году Як-7УТИ нмамечалось запустить в серийное производство параллельно с Як-1 на московском авиазаводе №301, который после начала войны был эвакуирован в Новосибирск и объединен с местным 153-м авиазаводом.
Однако вскоре выяснилось, что из-за огромных потерь авиатехники в первые месяцы войны ВВС РККА остро нуждаются не в учебных, а в чисто боевых истребителях. И Як-7УТИ решили переоборудовать обратно в одноместную боевую машину. Насколько мне известно, такого больше никто и никогда не делал. Оборудование задней кабины инструктора демонтировали (но сама кабина осталась!), а мотор-пушку — вернули. В таком виде самолет в декабре 1941 года запустили в серию под обозначением Як-7А, построив 277 экземпляров.
Одновременно с налаживанием серийного производства шла работа по усовершенствованию машины. Ее вооружение было значительно усилено путем замены двух синхронных пулеметов ШКАС крупнокалиберными пулеметами БС. Ставшее ненужным остекление задней кабины зашили фанерой, а главное — мотор М-105ПА мощностью 1050 л.с. заменили форсированным М-105ПФ, развивавшим 1180 л.с.
Новая модификация, получившая обозначение Як-7Б, вышла на испытания в Новосибирске 28 января 1942 года. В дальнейшем Як-7Б был растиражирован в 5120 экземплярах, став вторым по массовости после Як-1 советским истребителем 1942-1943 годов.
Благодаря замене двигателя слегка повысилась скорость и скороподъемность, однако, до характеристик
Як-7Б прошел боевое крещение в августе 1942-го на Сталинградском фронте, а пик его боевого применения наступил в 1943-м. В Курской битве принимали участие несколько истребительных авиадивизий (ИАД), в состав которых входили авиаполки на Як-7Б, а 234-я ИАД была целиком вооружена этими машинами. Но в дальнейшем, в связи с поступлением на фронт новых, более совершенных истребителей — Як-9 и Ла-5, а затем — Ла-7 и Як-3, процент "яков седьмых" начал снижаться.
К концу войны на советско-германском фронте Як-7Б почти не осталось. Их массовому списанию способствовало не только моральное устаревание, но и смешанная конструкция этих истребителей с преобладанием древесины, которая не выдерживала длительной эксплуатации, особенно — в условиях безангарного хранения под дождем и снегом. На Як-7, выпущенном два-три года назад, летать становилось просто опасно, уж не говоря о том чтобы вести бои.
Однако последние машины этого типа еще успели принять участие в короткой советско-японской войне 1945 года на Дальнем Востоке. К сожалению, до наших дней ни один Як-7Б не дожил, хотя бы, в виде музейного экспоната.
На заставке — Як-7Б капитана В.С. Мироненко из 195-го ИАП, воевавшего в 1943 году в Заполярье. На борту — отметки 32 воздушных побед. Реальный боевой счет Мироненко, согласно советским документам, — 4 личные победы и 16 побед, одержанных в группе. В начале 1944 года этот летчик погиб в авиакатастрофе.

Первый прототип УТИ-26 на испытаиях в НИИ ВВС в конце лета 1940 года. На самолете установлены такие же стойки шасси, как на И-26/Як-1.

Та же машина с частично снятыми капотами.

Компоновочная схема Як-7А.

Линейка новеньких, только что вышедших из сборочного цеха Як-7Б на испытательном аэродроме Новосибирского авиазавода.

Шеренга Як-7Б, построенных на средства, собранные комсомольцами Сибири.

Як-7Б "Латвийский стрелок".

Як-7Б 21-го авиаполка ВВС Балтийского флота.

Як-7Б из неустановленной авиачасти в серо-зеленом камуфляже с белой идентификационной полосой.
Як-7Б капитана Тарасова из 812-го ИАП, декабрь 1942 г. На борту - отметки 20 воздушных побед.
Як-7Б капитана Выдригана из 31-го гвардейского ИАП, лето 1943 года.
Комментарии (0)