Ровно 105 лет назад, в тот самый день, когда американцы разжились Виргинскими островами, в Германии впервые поднялся в воздух боевой самолет Junkers J.I принципиально нового класса - цельнометаллическая бронированная машина, предназначенная для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя в условиях сильного зенитного противоддействия. Успешно пройдя летные испытания, она была запущена в серийное производство и в августе 1917 года появилась на Западном фронте.
Можно сказать, что этот аэроплан опередил свое время на два десятилетия, но отсутствие адекватной силовой установки помешало ему полностью раскрыть свой потенциал. Кстати, надо заметить, что тот же самый индекс Junkers J-I, только не через точку, а через дефис, носил
200-сильный мотор Benz Bz-IV, стоявший на бронированном "Юнкерсе", оказался слишком слабым для довольно крупного летательного со взлетным весом 2200 кг, из которых почти полтонны составляла масса бронекорпуса, однако, ничего более мощного немецкие моторостроители в тот момент предложить не смогли. Поэтому J.I обладал невысокими летными данными.
Его максимальная скорость не превышала 150 км/ч, он поднимал незначительную бомбовую нагрузку, а главное - ему требовалась очень длинная взлетно-посадочная дистанция. Из-за этого J.1 не мог базироваться на коротких прифронтовых ВПП. Экипажам обычно приходилось подолгу летать на задания с тыловых аэродромов, впустую расходуя бензин, которого на борту и так было немного. Соответственно, сокращалось время "обработки" целей.
Однако защищенность машины была выше всяческих похвал. Вот, что писал один из пилотов J.I после очередного боевого вылета: "28 марта 1918 года мы вылетели на поддержку пехоты, высота была не более 80 метров. Мой самолет получил свыше 100 попаданий из зенитных пулеметов, но ни одно из них не нанесло ему серьезных повреждений. Я убежден, что только машина Юнкерса в такой ситуации смогла сохранить мне жизнь. Никакой другой самолет не выдержал бы столь плотного огня".
Всего до конца войны успели построить и отправить на фронт 189 бронированных "Юнкерсов". Еще 38 машин сделали уже после перемирия, но их немцам пришлось уничтожить в соответствии с условиями Версальского мирного договора.
Бронекорпус "Юнкерса" J.I, склепанный из стальных листов толщиной от 4 до 5,5 мм, полностью закрывал снизу и с боков двигатель, бензобак и кабину экипажа. Радиатор, укрепленный под верхним крылом, также размещался в броневом кожухе.
J.I на полевом аэродроме.
Типовые окраски J.I. Сверху - ранний, снизу - более поздний, с использованием пятнистой камуфляжной ткани "лозенг", которой обрягивалась хвостовая часть фюзеляжа.
Аэродромная команда закатывает самолет с работающим на холостом ходу двигателем на стартовую позицию.
Бронекоробка защищала экипаж не только от вражеского огня, но и от травм при аварийных посадках. Экипаж обычного (деревянного) самолета времен Первой мировой войны после такого приземления вряд ли имел бы столь веселый вид.
Бронированные "Юнкерсы" использовались не только для разведки, бомбардировки, штурмовки и корректировки артогня, но и для оперативного снабжения передовых частей. На правом снимке в заднюю кабину штурмовика вместо бомб загружают буханки хлеба и банки с консервами.
Для упрощения транспортировки J.I имел разборную конструкцию. Консоли крыльев и стабилизатора с обшивкой из гофрированного дюраля отстыковывались и укладывались вдоль фюзеляжа. В таком виде самолет помещался на стандартной железнодогожной платформе. На снимке - шотландцы осматривают штурмовик, захваченный на одном из немецких аэродромов.
Трофейный "Юнкерс" J.1 в авиамузее канадского города Торонто, руководство которого не озаботилось реставрацией ценного экспоната. Колеса на машине не "родные".
Комментарии (0)