Ровно 105 лет назад, 3 января 1917 года (по другим данным, 10 января) впервые поднялся в воздух "Авиатик" D.I - первый истребитель, разработанный и принятый на вооружение в Австро-Венгерской империи. Самолет был спроектирован инженером из Германии Юлиусом фон Бергом, поэтому его название нередко пишут как "Авиатик-Берг".
Машина была оснащена довольно мощным, по тем временам, шестицилиндровым мотором "Австро-Даймлер", развивавшим 185 лошадиных сил, что обеспечило ей высокие летные характеристики. Однако вскоре прототип потерпел катастрофу из-за разрушения крыла от перегрузок при маневрировании. Конструкцию пришлось срочно усиливать, и это задержало запуск самолета в серию. Тем не менее, 3 мая был облетан первый серийный экземпляр, а уже с 15 мая новые истребители начали поступать на фронт.
Строевые пилоты высоко оценили их скорость, маневренность и скороподъемность. Серьезные нарекания вызывало только вооружение состояшее из одного несинхронного пулемета "Шварцлозе", установленного перед кабиной под углом вверх для стрельбы поверх винта. Вести из него прицельный огонь было очень сложно из-за несовпадения линии полета с линией прицеливания.
Тем не менее, с таким ущербным вооружением построили 160 экземпляров истребителя и лишь в январе 1918 года появилась новая модификация, вооруженная двумя курсовыми синхронными пулеметами. Боевая ценность машины сразу резко возросла, а еще больше она повысилась, когда в июле того же года была разработана модификация с форсированным 225-сильным мотором. "Авиатик" с этим движком, развивавший скорость 200 км/ч, стал одним из самых быстрых истребителей Первой мировой войны.
Но на фронт он попал только в сентябре, когда скорое поражение австро-германской коалиции уже ни у кого не вызывало сомнений. Всего до конца войны было заказано 990 "Авиатиков", из которых успели построить 677. Почти все они воевали на итало-австрийском фронте. В частности, на нем несколько месяцев сражался и одержал не менее пяти побед выдающийся австрийский ас Франк Линке-Кроуфорд. И на нем же он погиб в воздушном бою 30 июля 1918 года.
"Авиатик-Берг" поздних серий отличался не только высокими летными качествами, но и едва ли не самой оригинальной боевой раскраской среди истребителей Первой мировой войны, да и вообще - во всей истории военной авиации. Все поверхности этих машин разрисовывали равносторонними шестиугольниками ярких и контрастных цветов, как это хорошо видно на верхнем фото. Австрийцы почему-то считали, что такая "клоунская" расцветка должна сбивать с толку вражеских пилотов и мешать им прицеливаться. Однако на практике это не подтвердилось.
Справедливости ради надо заметить, что немцы в конце Первой мировой тоже увлекались подобной ерундой и обтягивали свои самолеты пятнистой камуфляжной тканью типа "лозенг", но она, все же, была гораздо менее "кислотной", чем австрийские шестигранники. В дальнейшем к подобным камуфляжам никто более не возвращался.
"Авиатик" раннего выпуска с пулеметом над верхним крылом.
Первый серийный экземпляр "Авиаика".
"Авиатик" с синхронными пулеметами в разноцветном "гексагональном" камуфляже.
"Авиатик" с опознавательными знаками Венгерской Советской республики.
"Авиатик" Линке-Кроуфорда, пометившего машину первой буквой своей фамилии. Рисунок Александра Казакова.
Комментарии (0)