Австралия обладает весьма значительными запасами товарной древесины, составляющими заметную часть ее национального богатства.
Лес в Австралии добывают в промышленных масштабах очень давно, еще с первой половины позапрошлого века. И именно там родилось такое чудо техники, как гигантские паровые грузовики, предназначенные для вывоза с лесосек на железнодорожные станции огромных бревен диаметром более метра, длиной до 20 метров и весом до 19 тонн!
Впервые увидев фото, помещенное вверху, я сперва подумал, что это фотомонтаж, уж очень непропорционально маленькими выглядят люди на гигантской "телеге", стоящей где-то в лесу. Но оказалось, что этот и другие снимки "суперлесовозов" — вполне реальные, а изображенные на них машины, носившие игривое название Steam Whim ("Паровая причуда" или "Паровой каприз"), были спроектированы и построены под руководством австралийского инженера Гарри Стивена (Harry Stephen) в 1897-1904 годах.
Первая машина Стивена имела длину 12 метров, диаметр задних ведущих колес — 11 футов (3,3 метра), передних рулевых — 9 футов (2,7 м), и мощность одноцилиндрового парового двигателя, работавшего на дровах, — 80 л.с. Ее собенностью было то, что перевозимые бревна не грузили на платформу, а подвешивали с помощью цепной паровой лебедки под рамой грузовика между колесами.
Всего Стивен построил четыре таких лесовоза, несколько различавшихся по конструкции, в частности, один из них был целиком выполнен из металла, включая колеса. Грузовики работали на лесозаготовках Западной Австралии, в районе Пикеринг Брук, пока там не вырубили весь коммерчески-ценный лес.
Потом с них демонтировали двигатели для использования где-то в другом месте, а шасси просто бросили, поскольку другого применения для них не нашлось. Остатки этих шедевров стимпанковских технологий до сих пор ржавеют и постепенно разваливаются на опушке вновь выросшего леса.
Патентный чертеж "Парового каприза" с железными колесами.
Эта же машина на фото.
"Каприз" наезжает на бревно, чтобы подтянуть его под себя для транспортирровки.
Брошенный грузовик с демонтированной паровой машиной.
Последний "Каприз", точнее, то, что от него осталось к началу XXI века. Жаль. что ни один из этих монстров не сделали музейным экспонатом.
Комментарии (0)