Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Алюминиевый красноармеец



Ровно 95 лет назад, 10 августа 1927 года,совершил первый полет истребитель И-4 (АНТ-5), разработанный под руководством впоследствии знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. Это был первый в России и один из первых в мире цельнометаллический истребитель, сделанный из "крылатого металла" - дюралюминия или дюраля.

И-4 наглядно показал, что русские авиаконструкторы, ставшие советскими, могут проектировать самолеты на уровне лучших зарубежных аналогов. Но, к сожалению, эта первая ласточка не сделала весны. Почин Туполева не был поддержан военно-политическим руководством СССР. И-4 построили в количестве всего 177 экземпляров, а в дальнейшем, вплоть до 1945 года, все крупносерийные советские истребители имели либо смешанную (деревянно-металлическую), либо - цельнодеревянную конструкцию.

Причина - проста: дюралюминий - дорог, а работа с ним требует высококвалифицированных специалистов, поэтому за те же деньги можно настрогать гораздо больше деревянных самолетов, чем наклепать дюралевых. К сожалению, количество у нас безоговорочно предпочли качеству. Отсюда - удручающее для советских ВВС соотношение реальных потерь и побед в воздушных сражениях Великой Отечественной войны.

Конечно, оно объяснялось не только низким качеством самолетов, но и крайне прискорбным средним уровнем подготовки пилотов, а также - неумелым командованием, однако, всё это, увы, - звенья одной цепи. Впрочем, это отдельная и очень нелегкая тема, а на заставке - прототип АНТ-5, впервые поднявшийся в воздух 95 лет назад. Это был безрасчалочный полутораплан с французским мотором "Гном-Рон-Юпитер", который в серии заменили на его советскую копию под обозначением М-22.


Та же машина при виде спереди.


Серийный И-4 на одном из полевых аэродромов ВВС РККА. На нижнем крыле лежит парашют. И-4 стал первым советским самолетом, штатно оснащенным этим средством спасения летчика в критических ситуациях.



Слева - раскапотированный "Гном-Рон-Юпитер" на прототипе АНТ-5. В центре - раскапотированный М-22, позади которого виден маслобак. Справа - М-22, закрытый капотом, с ранним "плоским" коком винта, который устанавливался на прототипах и первых серийных экземплярах И-4.


Опытный экземпляр И-4 в варианте истребителя-бомбардировщика с бомбовыми подвесками под нижним крылом и динамо-реактивными (безоткатными) пушками Курчевского под верхним.


Сверху - вниз:
И-4 в индивидуальной раскраске начальника ВВС Московского военного округа И.У. Павлова.
И-4, который в 1932 году снимался в советском художественном фильме "Крылья", сыграв роль самолета вымышленного "аса черной кошки" времен Первой мировой войны.
И-4 одного из строевых авиаполков ВВС РККА начала 1930-х годов в стандартном камуфляже. Белая полоса за кабиной, предположительно, обозначала машину командира звена.
Рисунки - мои.

Источник: Алюминиевый красноармеец
Автор:
Теги: ВВС ссср авиация Интербеллум история Политика

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства