
Ровно 80 лет назад, 14 июня 1945 года, впервые поднялся в воздух первый британский послевоенный межконтинентальный пасажирский авиалайнер Авро "Тюдор", названный в честь средневековой королевской династии Тюдоров, которая правила Британией на протяжении 120 лет. Самолет предназначался для регулярных полетов через Атлантику.
Это был первый в Европе гражданский самолет с герметичным пассажирским салоном, позволявшим совершать комфортные полеты без "болтанки" и кислородного голодания на больших высотах — до восьми километров. Для ускорения разработки, которая началась задолго до конца войны, крыло вместе с силовыми установками и основными стойками шасси целиком и полностью скопировали с тяжелого бомбардировщика той же фирмы
Фирма "Авро" пользовалась в Британии очень солидной репутацией, поэтому государственная авиакомпания BOAC еще до первого полета прототипа, заказала у нее 14 "Тюдоров" с опционом еще на шесть. Всего же до 1949 года построили 30 серийных экземпляров в нескольких модификациях, отличавшихся длиной фюзеляжа и количеством пассажирских кресел.
На этом выпуск прекратился, поскольку на машину, сулившую большие перспективы, как будто, легло родовое проклятие. Буквально через два месяца после выхода на трансатлантическую линию один из "Тюдоров" бесследно исчез в пресловутом Бермудском треугольнике. Несмотря на долгие и тщательные поиски, никаких следов огромной четырехмоторной машины и 32 человек, находившихся на ее борту, так и не было найдено.
Через несколько месяцев полеты возобновились, но в январе 1949-го в том же районе пропал еще один самолет, а вместе с ним — 20 пассажиров и членов экипажа. И снова — никаких следов! После этого "Тюдоров" перевели на короткие европейские маршруты. Однако это не помогло. В марте 1950 очередной "король", который вез ирландских болельщиков из Дублина в Лондон на матч по регби, сорвался в плоский штопор и рухнул на землю, не долетев буквально двух километров до лондонского аэропорта. Экипаж погиб в полном составе, а из 78 пассажиров выжили только трое.
Расследование катастрофы возложило вину на неопытного пилота и на неправильное размещение груза, что привело к слишком задней центровке. Хотя, претензий к конструкции самолета высказано не было, "Тюдорам" на всякий случай запретили возить пассажиров.
В 1953 году запрет сняли. В течение нескольких лет всё было нормально, однако, в начале 1959-го с интервалом всего в три месяца произошли еще две катастрофы. Один самолет на разбеге слетел с полосы, подломил шасси, вспыхнул и сгорел, а второй врезался в гору. После этого эксплуатацию уцелевших машин запретили уже окончательно, а в 1960-м всех их их отправили в металлолом.
На заставке — первый прототип "Тюдора", вышедший на летные испытания в июне 1945 года. Это был едва ли не последний в мире крупный многомоторный пассажирский самолет с хвостовой опорой шасси, которая на машинах такого класса уже выглядела анахронизмом. Также обратите внимание на киль, который на серийных машинах приобрел гораздо менее изящную "валенковидную" форму.

Серийный "Тюдор-2" с удлиненным фюзеляжем в аэропорту.

Еще одна машина с другого ракурса.

Самая короткая и маломестная модификация "Тюдора" авиакомпании ВОАС под собственным наименованием "Елизавета Английская".

После запрета трансатлантических рейсов ВОАС распродала свои "Тюдоры" более мелким авиаперевозчикам. Эту машину приобрела лондонская компания "Эйр Чартер". Он был переделан для перевозки крупногабаритных грузов, для чего в левом борту прорезали большую двустворчатую дверь.

Место крушения "Тюдора", летевшего в Лондон со спортивными болельщиками.
Комментарии (0)