Ровно 60 лет назад, 18 марта 1962 года, было подписано так называемое Эвианское соглашение, завершившее восьмилетнюю колониальную войну в Алжире. Вооруженным силам Франции, несмотря на все усилия, так и не удалось подавить сопротивление алжирского Фронта национального освобождения. В конце концов французы были вынуждены признать свое поражение и предоставить независимость стране, которой они владели почти 130 лет.
Поначалу в составе Фронта было всего около 800 бойцов, вооруженных лишь легким стрелковым оружием. Но число повстанцев непрерывно росло благодаря широкой поддержке местного населения и других арабских стран. В 1956 году разрозненные партизанские отряды, насчитывывшие к тому времени более 10 тысяч человек, объединились под общим командованием. В 1958-м против колонизаторов воевало уже примерно 100 тысяч моджахедов с безоткатными орудиями, минометами и зенитными установками.
Французы тоже наращивали свое военное присутствие в Алжире. Если в начале конфликта там находилось примерно 40 тысяч военнослужащих и полицейских без тяжелой техники, то к 1959 году в зоне боевых действий было сконцентрировано более 150 тысяч солдат и офицеров, несколько тысяч танков и бронемашин, сотни стволов артиллерии, а также - свыше 400 боевых, транспортных и связных самолетов, что составляло более половины от общей численности ВВС Франции на тот период.
Но всей этой мощи оказалось недостаточно, чтобы выиграть затяжную войну, через которую прошел почти миллион французов. Согласно официальнм данным, обнародованным вскоре после завершения конфликта, 18 тысяч из них погибли. Некоторые источники называют и более высокую цифру - 25 тысяч убитых и пропавших без вести, не считая местных коллаборационистов.
Французским ВВС их последняя колониальная война обошлась в 79 сбитых самолетов и вертолетов. Еще 136 машин получили повреждения различной степени тяжести. Возможно, часть из них впоследствии была списана. Суммарных данных по потерям летного состава мне найти не удалось.
В соответствии с Эвианским договором Франция обязалась в течение полугода передать власть национальному правительству Алжира и в течение трех лет вывести с его территории все свои воинские и полицейские контингенты, за исключением персонала военном-морской базы Мерс-эль-Кебир.
Одновременно с войсками страну покинули, опасаясь расправ, более миллиона гражданских французов-колонистов и около 100 тысяч так называемых харки (ударение на последний слог) - алжирцев-мусульман, воевавших на стороне колонизаторов или иными способами сотрудничавших с колониальной администрацией.
Далее - подборка фотографий и рисунков, иллюстрирующих действия французской авиации в Алжирской войне.
Учебный самолет SIPA S-10 (французская копия немецкого Арадо-396). Отсутствие зенитных средств у алжирских повстанцев в начале войны позволяло французам использовать эти аэропланы не только в качестве разведчиков и корректировщиков, но и как эрзац-штурмовики. Под крылом видны держатели для бомб и реактивных снарядов.
Учебно-тренировочные истребители Моран-Солнье MS-475 "Ванню". Благодаря наличию двух синхронных пулеметов и четырех подкрыльевых ракетных подвесок они тоже использовались в Алжире для штурмовок, пока туда не поступили более подходящие машины.
Иногда партизанам еще до появления у них зенитной артиллерии удавалось сбивать французские самолеты ружейно-пулеметным огнем. Например, этот связной Норд "Пингвин" (копия Мессершмитта Bf.108).
В 1956 году в бой вступили легкие штурмовики AT-6G "Тексан", срочно закупленные французами в США. В Алжир поступило 70 таких машин.
С войны вернулись не все, например, этот был сбит повстанцами в 1957 году.
Чтобы облегчить поиск сбитых или совершивших аварийные посадки "Тексанов", французы обычно красили их в ярко-желтый цвет с красными полосами вокруг фюзеляжей и такими же законцовками крыльев. Под крылом этого штурмовика укреплен контейнер с двумя пулеметами и неуправляемый реактивный снаряд T-10.
Встречались и неокрашенные "Тексаны", вроде вот этого. Под крылом нет пулеметных контейнеров, зато виден бомбодержатель и три ракетных пилона.
Вслед за АТ-6G в июле-августе 1956 года в Алжир поступили 50 двухмоторных бомбардировщиков А-26 "Инвэйдер", также приобретенных в США специально для этой войны. Из них сформировали две бомбардировочные группы "Гиень" и "Гасконь". Поначалу "Инвэйдеры" воевали в светло-серой окраске с черыми мотогондолами и белыми полосами на фюзеляжах, а потом их целиком окрасили в черный цвет.
На совести экипажей французских "Инвэйдеров" немало алжирских деревень, сожженных напалмом ради того чтобы лишить партизан мест для отдыха, лечения и пополнения запасов. Однако такие действия лишь увеличивали ненависть алжирцев к французам и усиливали приток добровольцев в партизанские отряды.
В конце 50-х на смену "Тексанам" начали прибывать более совершенные антипартизанские штурмовики "Феннек". Это французская лицензионная версия американского учебно-тренировочного истребителя Т-28 "Троуджен" с ракетно-бомбовыми подвесками и частичным бронированием двигателя и кабины.
Еще один "американец" на французской службе - легкомоторная Цессна L-19, которая применялась в Алжире в качестве курьерского и связного самолета, а также - персонального "летающего джипа" старших офицеров.
Купленные в Великобритании тяжелые бомбардировщики Авро "Ланкастер" с поисковыми радарами круглосуточно патрулировали алжирское побережье с целью недопущения доставки повстанцам подкреплений, оружия и снаряжения по морю из соседних стран.
В ходе войны французы очень широко задействовали ВДВ. На снимке группа парашютистов готовится к заброске на военно-транспортном самолете Норд "Норатлас" в контролируемый повстанцами отдаленный район.
Не менее широко применялись вертолетные десанты. Чаще всего при этом использовали американские вертолеты Пясецкого Н-21 "Шони", прозванные за характерную форму фюзеляжа "летающими бананами".
Десантники возвращаются в свой "банан" после выполнения задания.
Не всегда рейды завершались успешно, например, этот вертолет опрокинулся при посадке.
Бывало и похуже: на фото - останки сбитого партизанами "Шони" и его пилот адъютан Горжоль незадолго до гибели.
Ближе к концу войны на смену "бананам" пришли более новые "Сикорские" H-34.
Десантники-спецназовцы ожидают посадки в вертолет. В качестве отличительной эмблемы они носили красные шейные платки.
Очередная высадка вблизи лагеря повстанцев.
И еще одна. Французы раз за разом громили и рассеивали партизанские отряды, нередко нанося им серьезный урон, но те каждый раз собирались вновь, чтобы опять устраивать засады, взрывать мосты и объекты инфраструктуры, минировать дороги, нападать на блок-посты и вообще - всеми способами делать жизнь оккупантов невыносимой. В конце концов французам осточертела эта война.
Специально для действий в Алжире французы в 1958 году спроектировали и построили вот такого "головастика" - антипартизанский штурмовик SIPA-1100 "Коккинель". Несмотря на забавный внешний вид, это была вполне серьезная машина вооруженная четырьмя автоматическми пушками и способная нести тонну боевой нагрузки. Днище кабины и мотогондолы - бронированы, топливные баки - протектированы. Первоначально планировали заказать 100 таких самолетов, но американцы предложили свои штурмовики "Скайрейдер" по более дешевой цене, и от серийной постройки "Коккинеля" отказались. А единственный прототип разбился в демонстрационном полете из-за глупого лихачества пилота, решившего показать двойную бочку на сверхмалой высоте.
"Скайрейдер" был последним и самым мощным типом ударного самолета, принимавшим участие в алжирской войне. Его внушительная ракетно-бомбовая нагрузка хорошо видна на фото. Но даже такие машины уже не могли переломить ситуацию.
Четверка французских "Скайрейдеров" в групповом полете.
Самолеты и вертолеты Алжирской войны. Сверху вниз:
Истребитель-бомбардировщик американского производства Р-47D "Тандерболт". Небольшое количество таких машин французы задействовали для атак наземных целей в начале конфликта, но вскоре они были списаны из-за износа и нехватки запчастей.
Легкий штурмовик SIPA S-10 с четырьмя 25-килограммовыми осколочными бомбами.
Бомбардировщик А-26 "Инвейдер" из авиагруппы "Гиень", базировавшейся на аэродроме Оран.
Вертолет "Сикорский" H-34, вооруженный в аэродромных условиях автоматической 20-миллиметровой пушкой (на противоположном борту) и крупнокалиберным пулеметом. Эту самодельную модификацию, предназначенную для огневой поддержки десантников, французы называли "Пиратом".
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)