Пьеса Макса Фриша «Биография» — серьезнейшее размышление о том, что мог бы исправить человек в своей жизни, если бы ему представилась такая возможность. Идею этой пьесы швейцарскому драматургу подсказал Чехов устами героя его пьесы «Три сестры»:
В е р ш и н и н (ходит по сцене). Я часто думаю: что, если бы начать жизнь снова, притом сознательно?
Если бы одна жизнь, которая уже прожита, была, как говорится, начерно, другая — начисто!"
Прожить жизнь начисто еще раз, исправляя ошибки и неловкости пытается герой пьесы профессор этологии Ханнес Кюрман. Только он никак не может выбрать, с какого момента должно начаться исправление и какое новое решение ему надо выбрать. Он кидается из детства в зрелость, от одной женщине к другой – и … все опять повторяется точно так же.
Все хорошо в этом спектакле…. могло бы быть ( театр "Человек", режиссер Владимир Скворцов) Отличный мудрый текст, к тому же ироничный и местами очень даже смешной. Грандиозный актер Анатолий Кот, для таланта которого нет границ, хотя сериалы поганые эксплуатируют одну грань его возможностей. Красивая Евгения Крюкова, которая может ничего не говорить, одно ее присутствие на сцене примиряет с некрасивостями жизни. Всё есть для сцены, всё!
А спектакль не получился. Сначала на темной и как будто грязной сцене долго валяются два действующих лица – зрители пока не знают, кто они такие. По мудрой задумке режиссера эти двое заменяют всех персонажей пьесы. И зачем он валяются и катаются по сцене, пока усаживаются зрители в зале, неведомо.
Минимализм декораций (вернее, полное их отсутствие) должно сосредоточить зрителей на героях. В результате ощущаешь себя в репетиционном зале – настолько бюджетненько все, что находится на сцене. И актерам буквально некуда себя девать: они, бедные, бегают бестолково из одного конца сцены в другой, а ты, зритель, сочувствуешь не тому, что они говорят, а тому, как неудобно им сидеть на этих стульях.
В свое время автор Макс Фриш рассорился с режиссером театра в Цюрихе из-за того, что тот по-другому расставил акценты и неправильно истолковал мысли автора. Фриш писал комедию, а режиссер поставил трагедию. За неделю до премьеры Макс Фриш снял пьесу из афиши.
Сейчас автора нет в живых, защитить его идеи никто не может.
А жаль, пьеса-то умная, поучительная, и да, веселая. Понимаешь это только после того, как прочтешь ее от начала до конца.
published on
Комментарии (0)