Продолжим рассказ о сражении на реке Миссиссиппи, разыгравшемся 24 апреля 1862 года между фортами "Джексон" и "Сент Филипп". Его можно назвать уникальным, потому что в нем на стороне федералов приняли участие только деревянные и безбронные парусно-паровые суда, а у их противников, помимо прочего, - имелись два броненосца. Тем не менее, конфедераты проиграли битву с разгромным счетом, а их броненосцы погибли, не сумев потопить ни одного вражеского корабля.
Однако объяснение этого прискорбного для них факта очень простое. Оба броненосца -
"Лузиана" была заложена в середине октября 1861 года, уже в разгар гражданской войны. 6 февраля 1862-го ее спустили на воду, но комплектация корабля оборудованиием, механизмами и вооружением продолжалась до середины апреля. При установке орудий выяснилось, что высота лафетов не соответствует высоте амбразур, из-за чего лафеты пришлось срочно переделывать на месте, запустив на корабль бригаду плотников. Разумеется, ни о какой тренировке артиллеристов в таких условиях не могло быть и речи.
Кроме того, проектировщик корабля инженер Мюррей очень сильно намудрил с силовой установкой, оснастив "Луизиану" двумя гребными колесами, установленными друг за другом посреди корпуса в специальном канале, защищенном со всех сторон броней. Это решение оказалось ошибочным, поскольку заднее колесо, вращавшееся в потоке воды от переднего, почти не создавало тягу, а лишь впустую расходовало мощность паровой машины. В результате, скорость броненосца, даже на полных оборотах, была очень низкой, а против течения он едва мог двигаться.
Зато вооружение было очень мощным: два семидюймовых (178 мм) нарезных орудия Брука, а также - три девятидюймовых (228 мм), четыре восьмидюймовых (203 мм) и семь 32-фунтовых (154 мм) гладкоствольных пушек. Однако все это великолепие почти полностью нивелировалось неопытностью расчетов.
Для обучения команды и приведения броненосца в относительно боеготовое состояние требовалось, как минимум, две-три недели, но когда федералы начали обстрел фортов Нью-Орлеана, командующий войсками Конфедерации в Луизиане генерал Мэнсфорд Лоуэлл потребовал незамедлительно ввести корабль в строй. 20 апреля броненосец был зачислен в штат ВМС и своим ходом (а по другим данным - на буксире) медленно двинулся к форту "Сент Филипп", где его решили использовать в качестве плавбатареи.
Кроме него и бронетарана "Манассас", флотилия обороны Миссиссиппи состояла из винтовой канонерки "МакРэй" (одна девятидюймовая и шесть 32-фунтовых гладкоствольных пушек), импровизированных колесных эрзац-канонерок "Джексон" и "Говернор Мур" (на каждой по две 32-фунтовки), колесной канонерки "Генерал Квитман" (вооружение неизвестно), шести мобилизованных гражданских колесных пароходов и буксиров, вооруженных одной-двумя пушками, а также - нескольких мелких судов, единственным "оружием" которых был обшитый толстым котельным железом и укрепленный деревянными балками нос, позволявший наносить таранные удары.
Разумеется, боевая ценность этого разношерствого и частично безоружного "сброда" была близка к нулю, тем не менее, моряки Конфедерации отважно вступили в бой с эскадрой Фаррагута. Но этот бой закономерно обернулся для них катастрофой, а отвага быстро иссякла.
Фаррагут выстроил свои корабли в две кильватерные колонны, так что левая должна была стрелять по "Джексону", а правая по "Сент Филиппу", но их задачей было не уничтожение фортов, а максимально быстрое прохождение мимо них, пока вражеские артиллеристы не успеют нанести кораблям существенные повреждения. Задача осложнялась тем, что флотилии приходилось двигаться против течения, а это замедляло ход.
Второй серьезной преградой стали броненосцы и канонерки конфедератов. Особенно - "Манассас", который, выйдя наперерез одной из колонн, попытался таранить корвет "Пенаскола", а затем - пароходофрегат "Миссиссиппи", но оба раза - безуспешно. Федеральные корабли за счет более высокой скорости и маневренности уворачивались от ударов, одновременно угощая "Манассас" снарядами и ядрами.
Тонкая 25-миллиметровая "скорлупа" броненосца уже была пробита насквозь в нескольких местах, но командир "Манассаса" - лейтенант Уорли вновь повел его на таран, на этот раз выбрав своей целью винтовой шлюп "Бруклин". И вновь - неудача, удар пришелся вскользь и не проломил борт.
В ответ "Манассас" получил сокрушительный залп в упор из шести девятидюймовок и новые пробоины. На корабле вспыхнул сильный пожар и Уорли понял, что для него сражение закончено. Он приказал посадить корабль на мель, а команде - прыгать за борт. За несколько часов первый американский броненосец полностью сгорел.
"Луизиана" действвала куда менее активно. Стоя у берега, она сделала 12 выстрелов по проплывавшим мимо нее кораблям федералов, попала тремя снарядами в "Бруклин", но не нанесла ему серьезных повреждений. Ответный залп "Бруклина" рикошетировал от брони.
Южане попытались сжечь корвет "Хартфорд", направив на него горящий плот-брандер, который сзади толкал буксир "Мошер". Однако флагман федеральной эскадры одним метким выстрелом утопил буксир, а потом уклонился от брандера.
Атаки нескольких кораблей сепаратистов сосредоточились на винтовой канонерке "Варуна" (8 гладкоствольных восьмидюймовок Дальгрена и три 30-фунтовых "Пэррота"), шедшей во главе одной из колонн. "Говернор Мур" сумел ее протаранить, когда "Варуна" развернулась к нему боком для бортового залпа. От этого удара на "Варуне" остановился двигатель. Затем другая канонерская лодка конфедератов "Стоунуолл Джексон" с усиленным "таранным" носом нанесла второй, смертельный удар. "Варуна" затонула в течение 15 минут, став единственным кораблем Союза, погибшим в сражении за нью-орлеанские форты.
Но сразу после этого "Говернор Мур" из-за ошибки рулевого с полного хода налетел на мель. Попытки его снять ни к чему не привели и командир корабля лейтенант Кеннон приказал его покинуть и сжечь. Тем временем самый сильный безбронный корабль конфедеративной эскадры - канонерка "МакРэй" получила тяжелые повреждения в перестрелке, а ее капитан - лейтенант-коммандер Томас Хьюгер - погиб. Команде удалось выйти из боя и доплыть до Нью-Орлеана, но там "МакРэй" вскоре затонул у причала.
После прорыва эскадры Фаррагута мимо фортов несколько уцелевших кораблей Конфедерации оказались позади нее. Попытка вернуться в Нью Орлеан означала для них повторное вступление в бой, в котором у них не было никаких шансов из-за вопиющего неравенства в вооружении. Считая положение безнадежным, их командиры приказали экипажам сойти на берег и сжечь свои суда. Впоследствии их за это обвинили в трусости, но, насколько мне известно, наказания никто не понес.
Так закончилась битва, в которой южанам не помогли броненосцы. Их потери в этом сражении составили 12 кораблей, из которых более половины конфедераты уничтожили своими руками. 782 моряка погибло или пропало без вести. Федералы потеряли один корабль и 229 членов экипажей убитыми и ранеными.
Окончание следует.
На заставке - картина Морица де Хааза "Прорыв эскадры Фаррагута в Нью-Орлеан". Изображен момент попытки тарана шлюпа "Бруклин" броненосцем "Манассас" (двухтрубная "черепашка" в центре) .
Отпечаток с расколотого стекляного негатива, на котором изображен федеральный корвет "Пенаскола".
Федеральный корвет "Портсмут", который входил в эскадру Фаррагута, но не участвовал в прорыве, так как его оставили в тылу для охраны мортирных шхун.
Канонерка конфедератов "МакРэй".
Пароход "Стоунуолл Джексон", вооруженный всего одной 32-фунтовой пушкой, установленной на корме. Центральная часть корабля с машинным отделением блиндирована тюками прессованного хлопка. Эта эрзац-броня кое-как защищала от пуль и осколков, но была совершенно бесполезна против снарядов и ядер.
Аналогичный пароход "Говернор Мур" с двумя пушками и такой же хлопковой защитой.
Атака брандером корвета "Хартфорд".
Самосожжение остатков флотилии конфедератов у Нового Орлеана.
Комментарии (0)