Ровно 210 лет назад, 18 августа 1812 года (по новому стилю) закончилось трехдневное Смоленское сражение у стен старинного русского города. 130-тысячной русской армии не удалось удержать город на который наступали 180 тысяч французов во главе с самим Наполеоном.
При таком соотношении сил у них, в общем-то, не было шансов выстоять, но им удалось сорвать планы Бонапарта настичь русскую армию, отрезать ей пути отступления к Москве, навязать генеральное сражение и в нем разгромить. Фактически в бою участвовал только арьергард численностью около 30 тысяч человек под командованием князя Багратиона.
Опираясь на старую крепость, построенную еще при Борисе Годунове, защитникам города удалось отбить три штурма, нанести противнику серьезный урон и продержаться трое суток, обеспечив спокойный и планомерный отвод основных сил. За эти трое суток деревянный город от огня французскойй артиллерии выгорел до тла.
А французам пришлось маршировать дальше, растягивая линии коммуникаций, что неизбежно сказывалось на ухудшении снабжения. Использовать сгоревший Смоленск как промежуточную тыловую базу они не могли.
Русская армия потеряла в Смоленском сражении, по разным данным, от 10 до 12 тысяч человек без разбивки на убитых раненых и пропавших без вести. Наполеон в официальной сводке оценил свои потери всего в 700 человек убитыми и 3200 - ранеными, но эта оценка была очень сильно занижена и не включала французских союзников, в частности, поляков, которых под Смоленском полегло немало, как и за 200 лет до этого, во времяя интервенции 1609-12 годов.
Главный медик "Великой армии" Лорей писал уже о 1200 убитых и шести тысячах раненых, а инспектор главного штаба этой Армии Денье оценил суммарные потери под Смоленском в 12 тысяч. Скорее всего, эта цифра наиболее точно отражала реальное положение дел. Но, пока что, такие потери были для Бонапарта далеко не критичны.
На заставке - контратака русской пехоты у стен Смоленской крепости, картина Александа Аверьянова.
Расположение русских (зеленые) и французских войск перед началом Смоленского сражения.
Периферия Смоленской битвы на картине художника Рудольфа фон Хесса.
Наполеон и польский маршал Юзеф Понятовский на правом фланге польско-французских войск в Смоленском сражении. Картина Жана-Шарля Ланглуа.
Бонапарт с недовольным видом разглядывает горящие руины Смоленска. Картина Альбрехта Адама.
Комментарии (0)