Уже не первый десяток лет идет спор между ценителями высококачественной звукозаписи. Одни утверждают, что винил изжил себя как носитель качественной музыки, а другие утверждают, что оцифровка безнадежно стерилизует живой звук. В одном обе стороны согласны однозначно: виниловая пластинка источник настоящей аналоговой музыки.
В звукозаписи, как и в жизни, ничего идеального нет: приходится любить, несмотря на недостатки. Так какие недостатки у несравненного винила?
1. Чаще всего винил ругают за шипящие звуки, называемые «песок». Тут надо отметить, что виновата в этом не сама грампластинка, а безалаберный хозяин. Винил требует аккуратного обращения, чистоту помещения и правильного хранения в конверте. При соблюдении этих условий шипения не будет и грампластинка будет радовать прекрасным звучанием долгие годы.
2. Быстрый износ грампластинки и ухудшение качества воспроизведения. Современные проигрыватели уже настолько совершенны, что сила прижима иглы на звуковую дорожку мизерная. Даже интенсивным постоянным прослушиванием «запилить» винил проблематично. Вообще меломаны рекомендуют придерживаться привычки Джона Леннона: покупать пластинку всегда в трех экземплярах. Один экземпляр для личного прослушивания, второй экземпляр- на случай, если друзья попросят послушать, а третий экземпляр сразу в шкаф на хранение.
3. Пред записью на грампластинку преднамеренно сжимают динамический диапазон фонограммы. На профессиональном языке это называется мастеринг. Причина вот в чём: ширина звуковой дорожки не должна превышать норматив, иначе она налезет на соседнюю дорожку, а это чревато перескоком иглы через дорожку. Чтобы избежать такие неприятности, компрессором сжимают динамический диапазон записи, убирая всплески
Любители винила, наоборот ставят эту процедуру в «плюс» грамзаписи, мол, это только улучшает общее восприятие музыки.
4. Качество записи на винили очень сильно ухудшается от края к центру. Дело в том, что линейная скорость дорожки грампластинки относительно иглы не является постоянной. Например, для пластинки диаметром 300 мм длина первого витка звуковой дорожки у внешнего края пластинки примерно 91 сантиметр, а длина последнего витка, (у центра диска) — около 37 сантиметров
Вот и получается, что в начале записи звуковая дорожка двигается относительно иглы звукоснимателя со скоростью 50 см/с, а в конце записи скорость падает до 20 см/с. Для представления, можете сравнить со скоростью ленты катушечного магнитофона. Из-за этой проблемы, в одно время, даже выпускали грампластинки, где музыка записана от центра к краю, т.к. в музыкальных альбомах лучшие песни звучали в конце.
5. Грамзапись не может в полной мере передать пространственную картину стерео записи. Как известно, в грамзаписи оба канала стерео сигнала пишут на одну дорожку, а игла звукоснимателя одна. Как ни старались изобретатели и рационализаторы, но добиться разделения каналов более 35 дБ не получалось. В серийном производстве этот показатель еще ниже.
Вот основные недостатки грампластинок, а есть еще куча более мелких недостатков, но, несмотря на всё это, огромная армия меломанов продолжает безумно любить винил.
Комментарии (0)