Юрий и Татьяна Никулины...Они всегда были вместе: дома, на работе, в отпуске. С тех самых пор, когда случай их свел вместе в цирке в 1949 году. И потом уже никогда не расставались сорок семь лет. Она стала его ангелом-хранителем, а он ее надежной опорой, стеной, за которой можно было спрятаться от любых невзгод. И когда его не стало в 1997 году, то сказала, чтобы "ничего не переставляли в квартире, чтобы всё осталось, как при Юре"...И так было до смерти татьяны Николаевны в 2014 году. Это история их любви...
А началась эта история из за циркового коня по имени Лапоть. Татьяна училась в Тимирязевской академии (она была 1929 года рождения) и увлекалась верховой ездой. На конюшне жил удивительный конь Лапоть: нескладный, с длинным, как у таксы, туловищем. Его-то и облюбовал для своих номеров великий клоун Карандаш. Он и попросил студенток Тимирязевки обучить Лаптя некоторым трюкам для циркового номера. Татьяна понравилась молодому Никулину, он был у Карандаша ассистентом в номере.
Никулин пригласил юную красавицу на представление. И умудрился во время выступления сорваться с лошади прямо под копыта. Клоуна забрали в больницу, а утром к нему прибежала Танечка, обеспокоенная его здоровьем. Стала навещать Никулина и получилось, что Лапоть свел их на всю жизнь. Через полгода они поженились.
Обаяние Никулина оценили и родные девушки, которые до личной встречи пребывали в ужасе от её романа с клоуном. «Помню, как я в первый раз упомянула о Юре в разговоре со своими мамой и тетей: "Знаете, я познакомилась с одним человеком. Он артист». — «В каком театре он играет?» — «Он выступает не в театре, а в цирке. Он клоун». Воцарилось молчание. Родные смотрели на меня с жалостью. «В детстве я бывала в цирке, — осторожно начала тетя. — Помню, клоуну давали затрещины, и с криком "Ой-ой!» он валился лицом в опилки.
Юрий и Татьяна сыграли скромную свадьбу через полгода после знакомства — жених был в своём единственном костюме — и поселились в коммуналке с родственниками Татьяны.
Жизнь большой семьей была счастливой, и когда спустя двадцать лет Никулины, получив собственную квартиру, переехали, сразу почувствовали себя немного одинокими.
Друзья Юрия и Татьяны Никулиных говорили, что на ней держался весь их дом. Татьяна Николаевна взяла на себя все бытовые заботы, полностью освободив от них мужа. Она занималась обустройством квартиры, создавая в доме уютную теплую атмосферу. С самого начала семейной жизни Татьяна твердо решила, что станет самой лучшей женой. А Юрий разрывался: любимая жена и любимая работа. И как совместить воедино?! И выход нашелся. намечалась гастроль по Союзу. И для номера не хватало в труппе мальчика-клоуна. никулин и предложил Татьяну. Она была маленькая и хрупкая по телосложению. Таню одели в старые брюки, подвязав их веревкой, а на голову нацепили мужскую кепку, постоянно сползающую на глаза. И её взяли в штат цирка.
Михаил Шуйдин, Татьяна Никулина и Юрий Никулин в интермедии "Девушка и хулиганы", 1974 г.
Вместе Юрий и Татьяна Никулины объездили всю страну с гастролями. Делили одну гримёрку, мирились с тяготами гастрольной жизни — артист, бывший фронтовик, никогда не жаловался на плохие условия.
Как-то в Австралии пару поселили в темном номере с сырым бельем, а ведь Никулин к тому времени уже получил признание. «Юр, ты же народный, неужели нам такой номер надо было дать». И расплакалась . Никулин положил ей руку на плечо: «Тань, а пряников сладких всегда не хватает на всех».
Она вставала в пять утра, готовила обеды, гладила рубашки, а вечером выступала вместе с Юрием на манеже. Цирку Татьяна Николаевна посвятила почти тридцать лет своей биографии, прервав ненадолго карьеру только после рождения сына Максима.
Она была первой слушательницей его шуток и бесконечных анекдотов, которые он коллекционировал с самого детства. Она помогала ему придумывать репризы и критиковала неудачные остроты.
Как-то Никулин жаловался Александру Панкратову-Черному, что с трудом смог сыграть сцену признания в любви героине Людмилы Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны»: «Я же люблю свою Танечку, а должен объясняться в любви Гурченко! Для меня это было невыносимо!» В итоге актер, произнося свой текст, представлял перед собой жену и вспоминал встречи и разговоры с ней.
А ведь она могла бы сняться в фильме "Гусарская баллада". Она прошла фотопробы на главную роль и была утверждена. Онако Юрий Владимирович категорически запретил ей сниматься в фильме. В ответ на резонный вопрос о причинах такой категоричности Никулин сказал: «Я хочу, чтобы ты была рядом ВСЕГДА». И она не стала спорить.
Однако, вместе с мужем Татьяна снялась в трех фильмах: картинах «Бриллиантовая рука»
«Новенькая», «Точка, точка, запятая».
Для Никулина было важно, чтобы жена всегда была рядом – он не только не мог уезжать куда-то без Татьяны Николаевны, но даже дома оставаться один без нее не любил. А для неё важнее всего была «погода в доме».
«Я ему о своих чувствах никогда не говорила. Как и он мне,-говорила Татьяна Никулина. А о чём говорить после стольких лет вместе? Я только любила, проходя из кухни в спальню мимо Юры, сидящего за каким-нибудь очередным пасьянсом, поцеловать его в лысину. А он при этом даже не поднимал головы. Он просто улыбался. И этого нам было достаточно, чтобы без слов сказать: мы счастливы вместе и по-прежнему горячо любим друг друга…»
Когда Юрия Владимировича не стало, супруга с трудом пережила уход любимого. Она отказалась менять что-либо в квартире, где они жили, добилась установки памятника Никулину на Цветном бульваре и выполнения всех просьб от незнакомых людей, которые писали Никулину. И жила еще 17 лет, ревностно оберегая свою любовь и память о нем
Памятник Юрию Никулину на могиле на Новодевичьем кладбище.
Комментарии (0)