
Сегодня у нас поистине день юбилеев выдающихся и символичных морских баталий. Об одной из них я уже написал, а еще одна произошла в Финском заливе ровно 235 лет назад, 3 июля 1790 года, по новому стилю. Конечно, вы уже догадались, что речь идет о Выборгской битве между русским и шведским флотами, ставшей крупнейшим морским сражением долгой эпохи русско-шведских войн и крупнейшей морской победой России в этих войнах. Да-да, не гораздо более известные Гангут и Гренгам, а Выборг.
Судите сами, в Выборгской баталии, в которой шведскким флотом командовали сам король Карл-Густав и наследник престола — принц Карл Сёдермайнландский, с нашей стороны участвовали 30 линкоров, 11 фрегатов, 8 шхерных гребных фрегатов и 72 галеры. А со стороны шведов — 22 линкора, 13 фрегатов, а также — 366(!) галер, полугалер, скампавей, баркасов и прочих гребных судов.
В российском флоте под руководством адмиралов Василия Чичагова и Карла Нассау-Зигена числилось примерно 21 тысяча офицеров, матросов и солдат морской пехоты, а в шведском — более 30 тысяч. По меркам Балтийского моря, это были огромные силы. И в боевом столкновении этих сил шведская морская мощь была разгромлена.
Русский флот блокировал шведов в Выборгском заливе, где те копили силы для запланированной высадки десанта в Санкт-Петербурге. Блокада оказалась настолько плотной, что залив стал для врагов западней. К концу июня они начали испытывать нехватку провизии и пресной воды. Назревала катастрофа и в начале июля Карл-Густав приказал любой ценой идти на прорыв.
Однако этот прорыв превратился для шведов в жуткое побоище, вошедшее у них в историю под красноречивым прозвищем "Выборгская порка" или "Выборгский прогон сквозь строй" (Viborgska gatloppet). Впрочем, надо признать, что полностью уничтожить шведский флот нашим не удалось. Основные силы, все-таки вырвались из мешка, а король с принцем — уцелели.
Но какой ценой! В Выборгском сражении шведы потеряли безвозвратно восемь линкоров: "Энигейтен", "Эмгейтен", "Хедвиг Шарлотта", "Финланд", "Ловиза Ульрика", "Аурорас", "София Магдалена" (захвачен), и "Ретвизан" (захвачен), а также — три фрегата, 57 галер и различных малых судов. Потери в личном составе, по разным данным, — от четырех до семи тысяч моряков и морпехов убитыми, утонувшими, пропавшими без вести и пленными, что красноречиво свидетельствует о том, насколько "точен" был учет человеческих жертв в шведском королевском флоте.
Кстати, любопытно, что при прорыве русской боевой линии король Карл-Густав пересел со своей роскошной флагманской галеры "Серафимсорден" в гребную шлюпку и замаскировался под рядового гребца, очевидно, предполагая, что по этой мелочи русские стрелять не станут. К сожалению, так и случилось, наши его упустили.
При этом русский флот не потерял ни одной боевой единицы, а людские потери составляли всего 117 убитых и 164 раненых. 11 кораблей получили повреждения от вражеского огня, но ни один из них не затонул. В общем, это была славная битва. Но, к сожалению — не последняя в русско-шведской войне 1788-1790 годов. А в последней удача от нас отвернулась, но это уже другая история.
На заставке — Выборгское морское сражение на картине Ивана Айвазовского. Слева — шведы, один из которых уже тонет, а еще один — горит ярким пламенем. Справа — русские.



Выборгский бой на рисунке современного художника. Дуэль линкоров.

Русские фрегаты и шхерные гребные фрегаты (прамы) в Выборгском сражении.


Чертеж шведско-русского 40-пушечного фрегата "Венус".

Чертеж шведской королевской галеры "Серафимсорден".
Комментарии (0)