2) «Круэлла» (К. Гиллепси, 2020) — становящийся городом для миллиардеров в возрасте и теряющий свои лавры самого модного города мира Лондон вспомнил о временах 60-х, когда он был синонимом, самой словарной статьей к словам мода, рок и прочий грув. В прошлый раз вспоминали в 90-е, когда брит-поп и прочий шик описали термином
3) «Найти… и полюбить» (Ф. Хелмер, 2018) — камерный и очень милый германо-азербайджанский фильм, в духе Иоселиани. Пожилой машинист живет одиноко, водит поезд, выходит на пенсию и, волей случая, шерше ля фам. Не там, находя не тех, но хэппи энд. Фильм, кстати, немой и со звездным составом — М. Манойлович, Ч. Хаматова. Самая же необычная роль у Дени Лавана (впрочем, были ли у него роли обычные?) — совершенно платоновского персонажа, немого помощника машиниста, живущего в доме-вагоне, засыпающего и играющего на трубе лишь под шум маторов.
4) «Довод» Нолана (К. Нолан, 2020) — откровенная агитка, в которой бравый чернокожий агент спасает, в том числе на Украине, мир от русского олигарха, который не только втерся в английский истеблишмент, но и с помощью хитрых футуристических технологий из будущего захватил прошлое, чтобы управлять будущим (не есть ли это метафора тенденции к возрождению Союза, включая тот же Крым, то есть пересмотр прошлого в настоящем?). Любимые игры Нолана с реальностью добавляют, конечно, визуальности, но заметно осложняют понимание. Из приятных трендов — кроме чернокожих и женщин во главе группы спецназа и картеля торговцев оружием даже два индийских героя.
5) «Кольская сверхглубокая» (А. Сюхин, 2020) — в пандан к битвам в пустынных долинах под заброшенным советским закрытым городом у Нолана. Очередная, после «Перевала Дятлова» и «Территории», попытка русских «Секретных материалов». Не очень удачная. Начинается с гибели ученого от плохо испытанной вакцины, посредине хождение в масках и смертельная зараза, заканчивается же посылом — ад вырывается, его лучше законопатить, даже не пытаться изучить. Между этим даже забавное — ученая с хорошими формами в трусах и майке сражается с огромным Чужим, эксплотейшн прямо какой-то, жанр категории В, русским кинематографом уж точно не апроприированный.
6) «Крылья» (Л. Шепитько, 1966) — На «Кинопоиске» надпись «Нет похожих фильмов» в соответствующем разделе. Кажется, не совсем так. Показывая, что женщины при советском строе могут занимать руководящие должности, демонстрирует это кинематограф тех лет все же сомнительно — героини не самоценны, им нужен или муж («Москва слезам не верит»), или коллектив военного братства (и умерший возлюбленный в «Крыльях», то есть тоже муж). Вообще интересно, как, бодро показывая оптимизм исторического развития, прогресс и самозабвенную, радостную работу всех на их благо, советские кинематографы едва ли не лучше мастеров потерянного на Западе поколения показывали неприкаянных героев в кризисе. Главная героиня, уважаемый ветеран, директор училища, общественница, популярная, сильная, открытая, являет своим поведением просто все признаки фрустрированности — от ей жарко, устало, опаздываемо до невозможности выстроить отношения с подчиненными, кандидатом в мужья и дочерью. Она, ответственная, может заскочить в пивную и петь там с продавщицей или фактически угнать самолет. Кстати, у более юного поколения — дочери, живущей гражданским браком с человеком сильно старше ее, или школьных Ромео и Джульетты, тоже довольно сильные признаки потенциальной потерянности. Передающейся, как завет и наследие предков, от поколения к поколению? Пока капитальный кризис — только в войну героиня была по-настоящему счастлива — не объединит их, не оставив возможности для личных рефлексий?
7) «Дюна» (Д. Вильнев, 2021) — эпично и аутентично!
8) «Вечный свет» (Г. Ноэ, 2019) — с эпиграфом из Достоевского о катарсических свойствах припадка эпилепсии, с разделенным экраном, цитатами из Дрейера, Годара и Фассбиндера и Шарлоттой Генсбур в главной роли Ноэ снимает фильм о съемках фильма. Вернее, о том, как работать, как — доводить актеров до срыва и прорыва. Кульминация и катарсис начинаются после перелома, маркированного любимыми Ноэ проблемами с электричеством (было в «Экстазе») и едким, потусторонним кислотным светом вечеринок за гранью.
Комментарии (0)