
Ровно 75 лет назад, 30 апреля 1950 года, во Франции впервые взлетел прототип тяжелого двухдвигательного, но одноместного реактивного штурмовика SE.2410 "Гроньяр" (Grognard, в переводе "злюка" или "ворчун"), первого самолета такого класса, спроектированного и построенного в послевоенной Франции.
Машина получилась, мягко говоря, довольно странной. Два английских турбореактивных двигателя "Нин" были установлены один над другим в хвосте, а воздух к ним поступал из общего полукруглого воздухозаборника, расположенного на крыше фюзеляжа за кабиной. Из-за него самолет получил неофициальное прозвище "Горбун".
Основное вооружение составляла выдвижная подфюзеляжная батарея из 32-х неуправляемых ракет класса "воздух-поверхность", а в дополнение к ним планировалась установка двух курсовых 30-мм автоматических пушек DEFA. Также предусматривался монтаж четырех подкрыльевых пилонов для 250-килограммовых бомб.
Самолет, построенный в двух экземплярах, показал на испытаниях вполне удовлетворительные летные характеристики, в частности, мансимальная скорость достигала 1060 км/ч, а радиус действия — 850 км. Но необычность конструкции и концепции машины отпугнула французских военных, которые предпочли ей конкурентную разработку SO.4050 "Вотур", сделанную по "классической" схеме с двигателями, укрепленными на крыле.
"Вотуров" построили 149 штук, они состояли на вооружении во Франции и в Израиле до начала 1970-х годов, но это уже другая история. А "Ворчун" запомнился лишь в качестве курьеза. На заставке — современный рисунок "Гроньяра" в фантазийной декоративной окраске, которую он никогда не носил.
Первый прототип SE.2410, вышедший на испытания 30.04.1950.
Второй экземпляр с видоизмененным фнарем кабины.

Чертеж второго прототипа. Слева — эмблема производителя машины — государственного авиазавода "Сосьете Насьональ дес Конструксьон Аэронаутикс Сюд Эст", сокращенно — SNCASE.

Компоновочная схема второго прототипа.
Интерьер кабины и выдвижная ракетная батарея.
Комментарии (0)