Так, друзья — сегодня будет очень интересный пост о том, каково было владеть личным автомобилем в СССР. Тут
Кроме того, сама совковая инфраструктура вообще не предполагала наличия у человека личного автотранспорта — который был весьма повседневной, обыденной и неотъемлемой бытовой вещью в развитых странах. В СССР было очень мало личных гаражей, практически не существовало нормальных автосервисов и в целом не было нормального рынка запчастей — все эти вещи
Недавно на ютубе я нашёл просто шикарную короткометражную документалку 1984 года под названием "Папа купил автомобиль". Что интересно — в этом (ещё доперестроечном) фильме достаточно честно и объективно показали всю жесть обладания автомобилем в СССР — негде хранить, негде чинить, а из-за перманентного дефицита запчастей ночью в машине скрутили колёса...
Итак, в сегодняшнем посте — обзор фильма про ужасы советского автомобилизма. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и
02. Начинается фильм с покупки автомобиля неким среднестатистическим советским папой. Тут кстати опущена весьма важная часть — о том, каких колоссальных усилий требовала покупка личного автомобиля в совке. Во-первых, машина стоила
В общем, папа в фильме покупает автомобиль — торжественность обстановки вокруг напоминает процесс бракосочетания в ЗАГСе или как минимум приобретение в собственность небольшого нефтеперерабатывающего завода. Да, покупка личного авто в СССР была таким достаточно редким и торжественным событием:
03. Далее показано, как корреспондент общается с семьёй, которая купила авто. Муж и жена заявляют, что хорошо бы, если машина была в каждой советской семье — но как мы знаем, в 1985 году (через год после создания фильма), в СССР было всего 45 личных автомобилей на 1000 человек. Ещё семья рассказывает, что планирует ездить на автомобиле на природу.
04. В общем, первая радость проходит, а дальше начинаются проблемы. Гаража у семьи нет — записаться в очередь на его строительство до наличия личного автомобиля было невозможно. Папа приезжет на стоянку — но тут ему говорят, что свободных мест на небольшой стоянке нет и не предвидится. На намёки папы "ну может места есть где-то ещё" начальник стоянки отвечает, что мест нет вообще и не будет (то есть, нет даже за взятку).
05. Папа-автомобилист едет на авто во двор своего дома — который не был спроектирован под наличие в советских семьях автомобилей, и папе приходится парковаться на газоне. Машину тут же обступают любопытные дети.
06. Дальше нам показывают кадры припаркованных как попало машин — автомобили разбросаны прямо на газонах и дорожках возле подъездов. Обратите внимание также и на то, что несмотря на лето, многие машины покрыты слоем давно немытой грязи — нормальных автомоек в СССР толком не было, а помыть машину во дворе многоэтажки было настоящей проблемой.
07. На следующих кадрах нам показывают бабок, которые заняты
Не рассказывайте сказки про "равенство и братство" в советском обществе — там могли ненавидеть человека только за то, что он ест сливочное масло вместо дешевого маргарина, не говоря уже о покупке такой дорогостоящей вещи, как авто.
08. Далее перед нами предстаёт тот самый советский автомобилст — который из канализационного люка чинит свой ушастый "запорожец". Автосервисов в СССР-е практически не было, и каждый автомобилист должен был стать ещё и автослесарем. Владелец "запорожца" справедливо перечисляет все косяки советского автомобилизма, загибая пальцы — помыть машину негде, поставить на платную стоянку — проблема, вступить в гаражный кооператив — проблема и огромная очередь.
09. На следующих кадрах показывают какие-то умопомрачительные устройства, которые самостоятельно мостырят советские автовладельцы, чтобы подобраться к подвеске — в кадре мы видим бетонные балки, положенные под углом на бетонный блок —наверху этой импровизированной эстакады стоит зеленый "запорожец".
10. Закадровый голос сообщает, что главный герой фильма — папа — как-то похудел и осунулся. Сам папа рассказывает, что стал плохо спать по ночам — "машину надо куда-то пристраивать", и он постоянно боится, что с ней что-то случится ночью во дворе. Эй, совкофилы, где ваши рассказы про "
11. Далее камера мельком показывает несколько раздербаненных автомобилей во дворе — судя по вмятинам, машины попали в небольшое ДТП и так и стояли во дворе без ремонта (отремонтировать было проблемой), и постепенно произошло расхищение запчастей — по ночам машины ободрали как липку, сняв даже колёса и фары.
12. Папа обивает пороги гаражных кооперативов, где ему сообщают, что очередь на гараж — 1000 человек, придётся ждать не менее пяти лет. А далее нам показывают совковый гаражный кооператив с так называемым "самозастроем" — где автовладельцам просто выделяли землю, и они сами своими руками возводили гаражи. В кадре автовладельцы говорят, что строить не из чего — все материалы дефицитные, всё приходится выбивать с боем (и явно за взятки).
13. Дальше нам снова показывают папу, у которого с машины ночью всё-таки украли два колеса, аккумулятор и дворники — причём произошло это скорее всего в реальности, а не как постановочный сюжет для фильма (диктор делает на этом акцент). Милиция составляет протокол и осматривает машину. С момента покупки автомобиля прошло всего пять дней.
14. На следующих кадрах показывают быт совковых гаражных кооперативов — автолюбители целыми днями лежат под машинами, что-то ковыряя в подвеске или под капотом. СТО в стране хоть и есть, но толком не работают.
15. Про совковые СТО рассказывают в следующем эпизоде — как поясняет нам диктор, в то время когда закладывалось данное СТО, никто не рассчитывал что автомобилей станет такое "огромное количество" — аж 45 штук на 1000 жителей! Охренеть можно от такого количества. Вот это в чистом виде "плановая экономика" — в стране со свободным рынком нужное количество СТО появилось бы в ответ на спрос в течение 1-2 месяцев.
16. А далее нам показывают внутренний быт этого автосервиса — какое-то молодое длинноволосое хамло в хамской и чисто совковой манере общается с огромной очередью из автомобилистов. Такое совковое хамство возникало везде, где государство представляло монополию на услуги и там где не существовало конкуренции — продавцы могли как угодго измываться над покупателями, хамить, намекать на взятки — зная что клиенты всё равно придут к ним, так как товар (либо ресурс) достать больше негде.
В конце эпизода совковое автосервисное патлатое хамло заявляет, что машину они будут чинить только в следующем месяце, а всем остальным говорит, что "на сегодня товарищи запись закончена, просьба приходить
17. Водители рассказывают, что чинятся машины в данном совковом автосервисе из рук вон плохо — запчастей нет, постоянные очереди, не производятся регламентные работы по сервисной книжке, всё делают и крутят "на глаз". В общем, происходит то же самое, что и в остальной совковой сфере услуг — вам нахамят, вытрут о вас ноги, истребуют взятку и всё равно сделают плохо.
18. В следующем эпизоде нам показывают совковый магазин запчастей, где продавец говорит о том, что он сам ездит 10 лет на "жигулях" и в принципе чинить там всё можно и без автосервиса (видимо, из люка во дворе или из ямы в гараже), но на них в принципе нет запчастей — всё нужно "находить и доставать".
19. В конце фильма нам демонстрируют также некое "общество авто-мото-любителей" — куда за помощью пошли отчаявшиеся изменить положение вещей автолюбители. Председатель общества — какой-то старый гриб, а само "общество" — типичная псевдообщественная советская организация, которая ни на что не влияет. Как рассказывает гриб — "мы можем только проконсультировать водителей по вопросам безопасности движения" и т.д.
В общем, это просто шикарное кино, которое я обязательно советую посмотреть всем любителям совка — версия фильма
Такие дела.
А вы сталкивались с автомобилизмом в СССР? Какие впечатления остались? Что вообще обо всём этом думаете?
Напишите в комментариях, интересно.
_____________________________________________
Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про ужасы автовладения в
Комментарии (0)