Ровно 105 лет тому назад, 20 октября 1916 года, за четыре месяца до падения Российской империи, в Севастопольской бухте из-за серии мощных взрывов, первый из которых прогремел в носовом артиллерийском погребе, опрокинулся и затонул новейший линкор "Императрица Мария" - флагман российского Черноморского флота. Погибло 225 офицеров и матросов. Причина катастрофы так и осталась невыясненной, хотя, различных версий и гипотез насочиняли великое множество.
Как несложно догадаться, основных версий было две - диверсия и преступная халатность. Разумеется, "немецкий след" искали особенно тщательно, но так ничего и не нашли. Однако, к этой теме в дальнейшем возвращались многократно, особенно - в художественной литературе и кинематографе. Достаточно вспомнить рыбаковский "Кортик" и перестроечную трагикомедию "А был ли Каротин?"
Правда, уже в 1930-е годы, во времена сталинских чисток, одного из инженеров Николаевского судостроительного завода Виктора Вермана арестовали и в числе прочего убедили признаться в том, что он немецкий шпион, лично организовавший взрыв линкора и награжденный за это "Железным крестом". Впрочем, достоверность таких "признаний", которые нередко выбивались под пытками, вызывает большие сомнения. А в 1989 году Верман был посмертно реабилитирован.
По части халатности тоже не удалось выявить ничего конкретного, хотя, проявлений удивительного разгильдяйства и пофигизма на борту флагманского линкора хватало. Например, уже после подъема судна в одном из помещений, где хранились боеприпасы, был обнаружен матросский рундучок, а в нем - две стеариновые свечки, спички, набор сапожных инструментов и пара рваных ботинок.
Самое интересное, что в качестве ремонтного материала для этих ботинок неизвестный умелец, так и не успевший закончить свой труд, использовал ... ленту бездымного артиллерийского пороха, которую он, очевидно, вытащил из вскрытого порохового заряда. При столь философском отношении к технике безопасности немецким диверсантам делать на линкоре было нечего. Рано или поздно он бы взлетел на воздух без их участия.
И все же, каково ваше отношение к данному печальному инциденту? На эту тему - очередной опросик:
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)