Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Ту-104 — самый быстрый самолет



Серебристый лайнер "Ту" развалился на лету.
Наши авиазаводы выпускают х[.]ету.


Это язвительное двустишие, которое я услышал от кого-то из одноклассников еще в брежневские времена, вспомнилось сегодня, потому что ровно 70 лет назад, 17 июня 1955 года, состоялся первый полет первого советского реактивного авиалайнера Ту-104 — шедевра советского авиапрома хрущевской эпохи.

Всего в 1955-1960 годах было выпущено 203 самолета этой марки, которые возили пассажиров до весны 1979 года. За это время в авариях и катастрофах разбилось 35 машин, а еще две погибли и одна была списана в результате терактов (взрывы бомб на борту), которых, как известно, в СССР никогда не было. Общее колчество жертв "серебристого лайнера" составило 1137 человек.

Понятное дело, что эти все эти катастрофы были строго засекречены, чтобы у советских граждан не возникало сомнений в исключительной надежности отечественной авиатехники. В лучшем случае о них сообщали несколькими скупыми строчками на последних страницах газет без указания даты, места, типа машины и количества пострадавших. А в большинстве случаев — вообще не сообщали.

Тем не менее, слухами земля полнилось, что и приводило к появлению ехидных стишков, вроде того, что я привел в начале заметки. Помнится, было еще одно четверостишие, которое распевали дети в пионерском лагере на мотив похоронного марша:

Ту-104 — самый быстрый самолет,
Ту-104 никогда не упадет.
Он за минуту вас на небо унесет,
А за две минуты на тот свет вас отвезет.

В общем, машина была очень популярная. Впрочем, справедливости ради, надо заметить, что первый в мире реактивный пассажирский авиалайнер — британский Де-Хэвилленд "Комет", вышедший на линии в 1952 году, поначалу оказался еще более смертоносным. Из 19 самолетов первых двух производственных серий пять штук разбились аместе с пассажирами всего за два года, а остальные были списаны и отправлены в металлолом.

Однако в 1958-м появилась значительно улучшенная и гораздо более безопасная модификация "Комет-4", которая выпускалась до 1964 года и эксплуатировалась до 1997-го. При этом за первые 12 лет службы с "четверками" произошло  девять катастроф (одна из них - из-за теракта), а за последующие 26 лет - вообще ни одной.

Между тем, Ту-104 отличался повышенной аварийностью на всем протяжении своей относительно недолгой службы. Последняя крупная катастрофа, вызванная отказом техники, произошла с ним в марте 1979-го, после чего машину окончательно вывели их пассажирской эксплуатации, хотя, отдельные служебные борта летали еще несколько лет. 


Ту-104, являвшийся переделкой ядерного бомбардировщика Ту-16, выглядел весьма элегантно, однако, мощные двигатели, установленные вплотную к фюзеляжу, создавали дикий уровень шума в салоне, из-за чего пассажиры не могли разговаривать, не повышая голос, да и уснуть под громкий рев турбин было нереально.


Интерьер передней части машины. В отличие от подавляющего большинства авиалайнеров, у которых в носовом обтекателе расположена антенна радара, у Ту-104 там размещалась застекленная кабина штурмана-навигатора.


Интерьер пассажирского салона. Фото из рекламного буклета "Аэрофлота".


Еще одной оригинальной особенностью Ту-104 был выпускаемый на пробеге двухкупольный тормозной парашют. Его появление на пассажирской машине объяснялось тем, что в 1950-60 годы многие советские гражданские аэродромы имели короткие полосы, на которые реактивный лайнер без парашюта сесть не мог. На снимке экипаж применил его на каком-то иностранном аэродроме, вроде бы, в Стокгольме.


Ту-104 широко использовался на международных авиалиниях. На фото он - в лондонском аэропорту Хитроу демонстрирует техническое превосходство советской авиации над американским поршневым "Дугласом" DC-7 авиакомпании "Истерн Эйрлайнс".


Стандартная раскраска "Аэрофлота" 1960-70 годов, которую носили почти все экземпляры Ту-104.


Единственным иностранным государством, применявшим Ту-104, была Чехословакия, которая в 1956 году приобрела шесть таких машин и до начала 70-х годов эксплуатировала их на международных трассах. Две из них разбились в авариях, а еще одна сгорела при заправке топливом.


Такие оригинальные "подъемные автобусы" были специально разработаны в середине 1950-х для посадки и высадки пассажиров Ту-104.

Источник: Ту-104 — самый быстрый самолет
Автор:
Теги: Транспорт тайны Происшествия авиация Катастрофы история Привет из прошлого ссср

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Наполеон без выпечки за 15 минут. Самый ленивый и быстрый торт, когда гости на пороге!
Наполеон без выпечки за 15 минут. Самый ленивый и быстрый торт, когда гости на пороге!
9
Застолье 01:03 04 окт 2024
Самый быстрый и вкусный торт
Самый быстрый и вкусный торт
17
Женский сайт 09:51 26 мар 2018
САМЫЙ быстрый и радикальный способ восстановления здоровья и возвращения молодости
САМЫЙ быстрый и радикальный способ восстановления здоровья и возвращения молодости
4
Сад огород дача и все самое интересное 03:17 24 сен 2018
Готовлю, когда гости стучат в дверь. Самый быстрый пирог с виноградом из доступных продуктов
Готовлю, когда гости стучат в дверь. Самый быстрый пирог с виноградом из доступных продуктов
3
УДачные советы 12:00 16 фев 2023
Быстрый тест на достижение цели
Быстрый тест на достижение цели
5
Сайт обо всём и для всех 16:22 20 июл 2023
Когда гости на пороге: самый быстрый пирог из лаваша с тремя начинками
Когда гости на пороге: самый быстрый пирог из лаваша с тремя начинками
4
УДачные советы 12:00 19 июл 2022
Самый вкусный плов, без использования кастрюли! Намного быстрее и вкуснее
Самый вкусный плов, без использования кастрюли! Намного быстрее и вкуснее
4
УДачные советы 12:00 05 сен 2023
Быстрый тест «Твоя лучшая черта характера»
Быстрый тест «Твоя лучшая черта характера»
3
Сайт обо всём и для всех 16:50 15 авг 2023
Быстрый и сытный завтрак за 5 минут
Быстрый и сытный завтрак за 5 минут
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 21:48 14 июл 2023
Главная героиня, сыгравшая Меланью Гамильтон из «Унесенных ветром», прожила 104 года и ушла в июле 2020-го
Главная героиня, сыгравшая Меланью Гамильтон из «Унесенных ветром», прожила 104 года и ушла в июле 2020-го
8
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 14:17 31 янв 2021
Самый позитивный пост на свете!
Самый позитивный пост на свете!
7
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 15:32 20 июн 2023
Быстрый сытный ужин на сковороде
Быстрый сытный ужин на сковороде
0
Застолье 04:20 20 мар 2025

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства