
Серебристый лайнер "Ту" развалился на лету.
Наши авиазаводы выпускают х[.]ету.
Это язвительное двустишие, которое я услышал от кого-то из одноклассников еще в брежневские времена, вспомнилось сегодня, потому что ровно 70 лет назад, 17 июня 1955 года, состоялся первый полет первого советского реактивного авиалайнера Ту-104 — шедевра советского авиапрома хрущевской эпохи.
Всего в 1955-1960 годах было выпущено 203 самолета этой марки, которые возили пассажиров до весны 1979 года. За это время в авариях и катастрофах разбилось 35 машин, а еще две погибли и одна была списана в результате терактов (взрывы бомб на борту), которых, как известно, в СССР никогда не было. Общее колчество жертв "серебристого лайнера" составило 1137 человек.
Понятное дело, что эти все эти катастрофы были строго засекречены, чтобы у советских граждан не возникало сомнений в исключительной надежности отечественной авиатехники. В лучшем случае о них сообщали несколькими скупыми строчками на последних страницах газет без указания даты, места, типа машины и количества пострадавших. А в большинстве случаев — вообще не сообщали.
Тем не менее, слухами земля полнилось, что и приводило к появлению ехидных стишков, вроде того, что я привел в начале заметки. Помнится, было еще одно четверостишие, которое распевали дети в пионерском лагере на мотив похоронного марша:
Ту-104 — самый быстрый самолет,
Ту-104 никогда не упадет.
Он за минуту вас на небо унесет,
А за две минуты на тот свет вас отвезет.
В общем, машина была очень популярная. Впрочем, справедливости ради, надо заметить, что первый в мире реактивный пассажирский авиалайнер —
Однако в 1958-м появилась значительно улучшенная и гораздо более безопасная модификация "Комет-4", которая выпускалась до 1964 года и эксплуатировалась до 1997-го. При этом за первые 12 лет службы с "четверками" произошло девять катастроф (одна из них - из-за теракта), а за последующие 26 лет - вообще ни одной.
Между тем, Ту-104 отличался повышенной аварийностью на всем протяжении своей относительно недолгой службы. Последняя крупная катастрофа, вызванная отказом техники, произошла с ним в марте 1979-го, после чего машину окончательно вывели их пассажирской эксплуатации, хотя, отдельные служебные борта летали еще несколько лет.

Ту-104, являвшийся переделкой ядерного бомбардировщика Ту-16, выглядел весьма элегантно, однако, мощные двигатели, установленные вплотную к фюзеляжу, создавали дикий уровень шума в салоне, из-за чего пассажиры не могли разговаривать, не повышая голос, да и уснуть под громкий рев турбин было нереально.

Интерьер передней части машины. В отличие от подавляющего большинства авиалайнеров, у которых в носовом обтекателе расположена антенна радара, у Ту-104 там размещалась застекленная кабина штурмана-навигатора.

Интерьер пассажирского салона. Фото из рекламного буклета "Аэрофлота".

Еще одной оригинальной особенностью Ту-104 был выпускаемый на пробеге двухкупольный тормозной парашют. Его появление на пассажирской машине объяснялось тем, что в 1950-60 годы многие советские гражданские аэродромы имели короткие полосы, на которые реактивный лайнер без парашюта сесть не мог. На снимке экипаж применил его на каком-то иностранном аэродроме, вроде бы, в Стокгольме.

Ту-104 широко использовался на международных авиалиниях. На фото он - в лондонском аэропорту Хитроу демонстрирует техническое превосходство советской авиации над американским поршневым "Дугласом" DC-7 авиакомпании "Истерн Эйрлайнс".

Стандартная раскраска "Аэрофлота" 1960-70 годов, которую носили почти все экземпляры Ту-104.

Единственным иностранным государством, применявшим Ту-104, была Чехословакия, которая в 1956 году приобрела шесть таких машин и до начала 70-х годов эксплуатировала их на международных трассах. Две из них разбились в авариях, а еще одна сгорела при заправке топливом.

Такие оригинальные "подъемные автобусы" были специально разработаны в середине 1950-х для посадки и высадки пассажиров Ту-104.
Комментарии (0)