Ровно 115 лет назад, 27 марта 1907 года, живший во Франции румынский изобретатель Траян Вуйя (Traian Vuia) попытался поднять в воздух сконструированный им аэроплан "Вуйя-2". Однако, несмотря на все его усилия, аппарат оказался способным лишь на короткие "прыжки" - менее полуметра в высоту и не более 10-15 метров в длину.
Годом ранее Вуйя сделал и испытал свой первый аэроплан, оснастив его двигателем собственной разработки, работавшим на сжатом углекислом газе. Этот самолет вообще не смог оторваться от земли. Чтобы все же осуществить полет, Вуйя установил на второй аппарат довольно мощный, по тем временам, восьмицилиндровый бензиновый мотор "Антуанетт" в 30 лошадиных сил. Можно вспомнить, что мотор, который принес успех братьям Райт, был почти вдвое слабее, тем не менее, райтовский "Флаер" мог устойчиво и довольно долго летать, набирая высоту в несколько десятков метров.
Однеко Вуйе "Антуанетт" не помог, поскольку самолет у него получился, прямо скажем, вуёвый. Как видно на фото, его конструкция напоминала четырехколесное автомобильное шасси, над которым на трубчатой раме стоял движок и весьма субтильного вида крылышко без аэродинамического профиля. Вуйя зачем-то сделал его складным. Подъемной силы этой несущей поверхности было явно недостаточно, чтобы удержать самолет в воздухе. К тому же КПД винта, представлявшего собой пару плоских алюминиевых "весел", был очень низким.
Надо заметить, что аэродинамика и теория летательных аппаратов в те годы находились на зачаточном уровне, а авиаконструкторы, в основном, руководствовались собственной интуицией. Вуйя оказался одним из тех, кого интуиция подвела, не позволив ему создать работоспособную летающую машину.
Промучившись несколько месяцев, но, так и не добившись от своего агрегата способности летать, Вуйя, в конце концов, плюнул и бросил заниматься авиацией. Тем не менее, в Румынии его очень уважают, а его имя присвоено аэропорту города Тимишоара. На заставке - французская почтовая открытка с изображением Траяна Вуйя и его аэроплана №2.
Вуя в кабине своего первого аэроплана с газовым мотором. Обратите внимание, что на нижнем снимке машина доработана и снабжена горизонтальным рулем высоты, который, впрочем, ей не понадобился.
Современный музейный макет первого аэроплана Вуйя.
Комментарии (0)