Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Тихие охотники ночи: как сова стала символом


Сова неоднозначный символ. Я поясню. Во-первых, она атрибут богини Афины. И в таком варианте сова – признак мудрости.
В этой ипостаси ее изображают с очень давних пор.




Лукас Кранах Старший, Портрет доктора Йоханнеса Куспиниана,1502



Ну, например «Портрет доктора Иоганна Куспиниана» Лукаса Кранаха Старшего аж 1502 года. Кранах нарисовал великолепный портрет студента, что это студент нет сомнений – видите книгу в руках?
И мудрая сова, летящая вверху справа.



Только если посмотрите внимательно – она далеко не так добродетельна, хоть, возможно и мудра: антропоморфными лапками сова схватила пролетающего стрижа и намеревается им закусить. А не будь беспечным глупцом!


Альбрехт Дюрер, Маленькая сова, 1508, акварель



Восхитительная акварель Альбрехта Дюрера «Маленькая сова», возможно, не то, что вы и я сейчас назвали бы маленькой совой, но она показывает возрастающее внимание, которое стало уделяться реалистичному изображению сов.
Но это так, к слову.

Смотрим дальше.


Это портрет Джеймса Босуэлла, 1740–1795. Автор дневника и биограф доктора Сэмюэля Джонсона в 1765 г.



Теперь Совушка Джорджа Уиллисона. О-оо! Она проницательно и грозно смотрит на нас. И что же это значит? Наверно, интеллект этого парня, которого написал Уиллисон.



Со временем сова и книга(и) стали чем-то вроде визуального клише, как это нарисовала Мария Ричардс Оки (Мария Оки Дьюинг) в своем «Уголке философа», 1873.

У этой совы немого грустный взгляд. Наверно, ей осточертели глупцы и неучи.
(Отправить её в ТикТок, она бы погрустнела еще больше).


Почему всё же совы? Чтобы понять, обратимся к классической работе по символике животных в европейском искусстве — «Бестиарий Христа» Луи Шарбонно-Лассе. Сова, сообщает источник, «символизирует тайну ночных теней». И еще смотрим дальше.



Педро Америко (1843–1905), «Ночь в компании джиннов учебы и любви» (1883), Национальный музей изящных искусств, Рио-де-Жанейро.



А вот это полото уже интересно двойственностью символического значения нашей чудесной птицы.
Совы - джинны учебы и любви?
Почему бы и нет – ночью зубрят трактаты, ночью еще и любят)).

Но на самом деле джинн здесь путти, несет книгу для учебы и заботливо приготовленный свет - факел. Другой джин, тоже путти, приготовил лук со стрелами любви.


А что сова? Она по другую сторону богини ночи, она летит с ней - ночь, со всеми этими делами, ее время.. Такой крылатый символ ночи ...



Валентин Кэмерон Принсеп (1838–1904), «Сова», до 1863, местонахождение неизвестно. Викисклад.


Очень редко художники исследовали дружбу людей и сов, как в очаровательном двойном портрете Валентайна Кэмерона Принсепа «Сова» (до 1863 года).

Наконец мы подошли к величайшему художнику сов Иерониму Босху. Сохранилось не так уж много его рисунков, но первая примечательная особенность заключается в том, что на этих немногих есть крупные совы, а на третьем - одна очень крутая сова, что подтверждает увлеченность художника.



Иероним Босх, «Совиное гнездо» ок. 1505–1516, бумага, перо и коричневые чернила, Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам.


Первый, известный как «Гнездо совы» (ок 1505–1516), - тонкое перо и тушь. Это наброски трех сов, одна из которых сидит в дупле. Все три птицы тщательно обработаны с высокой детализацией, но сова в центре с расправленными крыльями выглядит как центр этого рисунка.



Второй, еще интереснее.
«У леса есть уши, у поля есть глаза» (ок1500), резко контрастирует с первым.

Одинокая сова опять же в дупле, но выглядит решительной, изворотливой и полной злобы.

А самые зловещие черты это — это два уха, стоящих в роще позади, и семь человеческих глаз, лежащих на траве на переднем плане.

Его посыл прост и очень тревожен: все, что вы говорите и делаете, будет услышано и увидено, даже когда вы не совсем на виду.

Его можно было бы использовать как плакат для современной кампании против электронной слежки.

Никто не знает, почему Босх нарисовал это, но это очень похоже на работу человека, который беспокоится о том, что за его словами и действиями наблюдают другие.
Конечно, это может быть паранойей.

Но это не сова ложной мудрости, она шпион.





Третий и последний рисунок Босха — это его знаменитый этюд «Человек-дерево» для одного из самых необычных отрывков в его триптихе «Сад наслаждений».

На вершине одной из веток, вырастающих из человека-дерева, сидит сова, по сравнению с людьми внутри человека-дерева, огромная.


Ее роль неясна, но она не кажется особенно зловещей; это просто сова.

А потом понеслось.
Сов налетело в шедевры Босха много. Если на картине Босха нет сипухи или сыча — это тоже должно что-то означать.







Иероним Босх 1450–1516, Сад земных наслаждений, центральная панель, деталь, ок. 1495–1505.





Иероним Босх 1450–1516

На центральной панели шедевра Босха «Сад земных наслаждений» еще одна сова сидит на вершине пары ближе к правому краю. Его соблазняет предложение фруктов, но он не проявляет интереса.



Иероним Босх 1450–1516



Как и многие образы Босха, совы вызывают много предположений о том, как их следует читать.
Но с совами всегда связаны множественные и противоречивые значения. Иногда они могут означать мудрость, иногда невежество; они могут принести комфортный сон ночью или быть предвестниками убийства и оккультизма.
Каждую следует читать в своем контексте.



Вильям-Адольф Бугро, «Ночь», 1883


Перейдем к более поздним птицам.
Времена меняются, совы остаются символами.

Вильям-Адольф Бугро запускает своих сов в поддержку богини Ночи (1883).
Интересно, что эти совы всегда у него изображены в темном оперении. Это красиво. А сова – ночная птица.



Хендрик Гольциус 1558–1617, Минерва (как олицетворение мудрости) (1611), Музей Франса Хальса, Харлем, Нидерланды. Викисклад.



Популярная ассоциация сов с мудростью и ученостью, скорее всего, произошла от их более древней связи с греческой богиней Афиной.

Афина может восходить к еще более ранней микенской богине.

На архаичных изображениях Афину часто можно увидеть с совой на руке, и есть предположение, что изначально она могла быть богиней птиц почти за две тысячи лет до нашей эры.

Каким бы ни было происхождение, нет никаких сомнений в том, что Афина, а затем Минерва были богинями мудрости, обучения, ремесел и мастерства, и что они были тесно связаны с совами. Таким образом, совы стали прокси-символами мудрости и знаний.

Хендрик Гольциус показывает классический и довольно полный набор ее атрибутов в своей Минерве - она как олицетворении мудрости:
это сова, ее характерный шлем, украшенный оливковыми листьями, копье, книги и великая красота.




Источник: Тихие охотники ночи: как сова стала символом
Автор:
Теги: Искусство ночь охотник символ сова стать

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства