«Когда мне скучно или грустно, я берусь за портрет Лидии» Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит женщина. У Матисса она тоже была, и это не его жена, с которой он прожил 40 лет, а нищая, обездоленная беженка из России. Она едва выживала в 1932 году, и вдруг нашла хоть какую-то временную работу у мастера.
Ее звали Лидия Делекторская, и ее влияние на семью Матисса было так велико, что жена настаивала: «или я, или она». Была ли у них связь? Лидия отрицала, жена ревновала. Эту тайну они унесли в свои могилы. Но ясно одно - не скоро, но все-таки, Матисса накроет любовь к ней – последняя и беззаветная. Она потом отдаст все картины, подаренные её Анри, в родную Россию, в которую так и не может вернуться. Но это потом. А сначала Лидия никогда не слышала, кто такой Матисс, она просто пришла за последней надеждой получить работу и не скатиться в пучину полного нищенства.
Она ее получила - работу секретарем. В 1932 году. Ей было 22, у нее было трудное нищее детство сироты с 12 лет, она росла у своей тети, и сбежала во Францию, спасаясь от революции.
В Париже она поселилась в жесткой русской эмигрантской общине Ниццы. На Лазурном берегу ее светлые волосы и голубые глаза обеспечили ей работу моделью и танцовщицей, а также статисткой в растущейкиноиндустриинаместнойстудии Victorine Studios.
Тем не менее, она едва сводила концы с концами, и работодатели с блудливыми руками плохо обращались с ней.
И вот она стала моделью для Матисса. «Через несколько месяцев или, может быть, год, мрачный и проницательный взгляд Матисса стал приковываться ко мне», — вспоминала Делекторская.
«За исключением его дочери, большинство моделей, которые его вдохновили, были южными средиземноморскими типами. А я была блондинка, очень блондинка».
«Потом однажды он сел с альбомом под мышкой и, пока я почти не обращал внимания на разговор, вдруг сказал мне: «Не двигайся!» … А вскоре Матисс попросил меня ему позировать».
Эта «ледяная принцесса», как он о ней думал, сильно отличалась от предпочитаемых им темноволосых и смуглолицых дев. Первой картиной Лидии, написанной Матиссом, была «Большая лежащая обнаженная». Жена сначала приветствовала присутствие Лидии, но вскоре стала подозрительной и возмущенной их связью.
«Она хотела, чтобы я ушла не из-за женской ревности — а потому, что я заправляла всем домом», — позже призналась Лидия. И Амели поставила ультиматум. Матисс выбрал жену.
Выгнанная Лидия попыталась покончить жизнь самоубийством, выстрелив себе в грудь.
Чудом она выжила.
В конце концов в 1939 г Амели все равно ушла от Матисса, и Лидию позвали к мастеру. С ним она будет работать до конца его жизни, несмотря на войну и болезни.
Матисс умер в возрасте 84 лет в 1954 году, на следующий день после того, как сделал последний ее портрет шариковой ручкой. Всю оставшуюся жизнь она прожила одна, посвятив себя работе с наследием художника.
Около 90 произведений Матисс завещал ей, она подарила Эрмитажу в Санкт-Петербурге и Пушкинскому музею в Москве. Спустя десятилетия она написала две книги о своем опыте его жизни и работы: «Кажущаяся легкость» (1998) и «Против ветров и бурь». (1996).
Здесь она вписана в ансамбль абстрактных элементов. Лидия гибкая и пластичная, как гуттаперчевая девочка. Что подчеркивается архитектурными плоскостями. Яркие, сочные матиссовские краски — это гимн любви, а цветы – как оркестровка. Они подчеркивают женственность этой юной фигурки. Чудесная модернистская живопись.
И все-таки суицид не миновал ее - Лидия покончила собой в 84 года. Ее последней волей была записка, которая гласила: «Пожалуйста, положите рядом со мной рубашку Матисса».
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)