Ровно 110 лет назад, 26 ноября 1914 года в британском порту Ширнесс внезапно взлетел на воздух эскадренный броненосец "Булварк". Мощнейший взрыв, точнее — серия взрывов, произошедших почти мгновенно друг за другом, буквально разорвала 130-метровый корпус броненосца на несколько частей, которые затонули за несколько секунд. Из 750 человек команды спаслись только 12 матросов, находившихся в момент взрыва на верхней палубе и сброшенных в воду взрывной волной. Один из них впоследствии рассказывал: "мне показалось, что меня подкинуло вверх на 100 ярдов выше мачт".
Расследование катастрофы так и не смогло установить ее точной причины. Наиболее вероятной сочли самовоспламенение метательных зарядов для 152-миллиметровых орудий, складированных в неположенном месте, в опасной близости от котельного отделения. Взрыв пороховых картузов вызвал почти мгновенную детонацию остального боекомплекта, которым корабль был загружен "под завязку", так как ему предстоял выход в море на боевую операцию.
А через два года, 26 ноября 1916-го, печальную судьбу "Булварка" разделил французский эскадренный броненосец "Сюффрен". Взрыв уничтожил корабль, шедший у берегов Португалии из Гибралтара в Лорьен. Но в этом случае причина его гибели не вызывала ни малейших сомнений: броненосец был торпедирован немецкой подводной лодкой U-52. Торпеда, попавшая в борт в районе артиллерийских погребов, спровоцировала детонацию хранившихся там боеприпасов.
Подобно "Булварку" "Сюффрен" затонул почти мгновенно, а из 648 членов экипажа не выжил никто. После гибели броненосца U-52 всплыла на поверхность и долго ходила зигзагом, а ее моряки, поднявшись на палубу, пытались отыскать в воде хоть одного живого, но вокруг плавали только изуродованные взрывом трупы и куски человеческих тел.
К сказанному можно добавить, что U-52 была одной из наиболее наиболее удачливых и результативных подводных лодок кайзеровского флота. Вступив в строй в 1916 году, она до конца войны успела потопить 32 английских, французских, итальянских, норвежских, португальских, греческих и американских корабля, включая уничтоженный 19 августа того же года британский крейсер "Ноттинхэм", и торпедированную в 1917 году английскую субмарину С34. 11 сентября 1917-го она отправила на дно Северного моря российский транспорт "Тобол", шедший из Англии с военными грузами. Но "Сюффрен" был ее самой крупной добычей.
А я позволю себе в очередной раз печально констатировать, что наш героический, легендарный и отчасти двже краснознаменный подводный флот ни разу за всю свою историю не добивался ничего подобного. В его активе, помимо всякой мелочи, вроде тральщиков, сторожевиков и десантных барж, — только транспорты и гражданские лайнеры.
На заставке — первая полоса газеты "Дейли Миррор" с сообщением о взрыве "Булварка". В 1914 году английская военная цензура пока еще позволяла публиковать такие деморализующие материалы. Но потом гайки закрутили, а информацию о потерях публиковать запрелили, ибо нефиг.
Броненосец "Булварк".
Броненосец "Сюффрен" в декоративной довоенной окраске.
"Сюффрен" в Средиземном море, фото 1912 года.
Броненосец "Сюффрен" в Тулоне в 1914 году. После начала Первой мировой войны корабль был перекрашен в маскировочный серый цвет, но это его не спасло.
Комментарии (0)