100 лет назад, 1 июля 1922 года (хотя, по некоторым данным, это произошло 20 июня), впервые поднялся в воздух опытный экземпляр пассажирского самолета Бреге-20 "Левиафан". Такое название он получил за свои внушительные, хотя и не рекордные размеры: длина фюзеляжа - 15 метров, размах крыльев - 25.
В салоне могли разместиться 20 пассажиров, что делало "Левиафан" одним из самых вместительных аэропланов тех времен. Экипаж состоял из трех человек: пилота, механика и штурмана-бортрадиста, который мог в длительных полетах временно заменить пилота.
Внешне машина выглядела одномоторной, однако, ее двигательная установка состояла из двух U-образных восьмицилиндровых моторов "Бреге-Бугатти" 32А мощностью по 450 лошадиных сил, работавших через общий редуктор на один четырехлопастный винт диаметром 4,4 метра.
Силовой агрегат стоял в носовой части фюзеляжа, а рядом располагалось рабочее место механика, который мог прямо в полете осуществлять регулировку и устранять мелкие неполадки, например, поменять сгоревшие свечи зажигания. При отключении одного из двух моторов самолет мог некоторое время продолжать полет на оставшемся, благодаря чему пилоты имели возможность отыскать подходящую площадку для вынужденной посадки.
Еще одной особенностью машины была необычно большая ширина фюзеляжа в районе пассажирского салона, позволившая установить по четыре кресла в ряд. Таким образом "Лефиафана" с полным основанием можно назвать первым в мире широкофюзеляжным авиалайнером, то есть аэробусом.
На испытаниях аэроплан показал неплохие для своего времени летные данные: максимальная скорость - 190 км/ч, крейскрская - 175, дальность полета с полной нагрузкой - 1600 км. Однако покупателей на него не нашлось. В начале 1920-х годов пассажирские авиаперевозки были еще в диковинку, желающих летать находилось довольно мало, а потому владельцы авиакомпаний сочли пассажировместимость "Левиафана" избыточной. Наиболее востребованными тогда считались "авиалайнеры", рассчитанные на 4-10 пассажиров.
К тому же, самолет из-за своей прогрессивной цельнодюралевой конструкции (хотя и с полотняной обшивкой) получился довольно дорогим, а его силовая установка вызывала опасения своей необычностью.
В 1923 году фирма "Бреге" построила второй экземпляр "Левиафана", на этот раз - в виде дальнего бомбардировщика, получившего индекс Бреге-21. В нем от сдвоенной мотоустановки отказались, заменив ее одним 16-цилиндровым H-образным мотором "Бреге-Бугатти" 32В мощностью 950 л.с. Он представлял собой четыре блока цилиндров от "Бреге-Бугатти" 32А, прикрепленных сверху и снизу к общему картеру и вращавших общий вал.
Вместо пассажирского салона был оборудован объемный бомбовый отсек, вмещавший полторы тонны боевой нагрузки, а за пилотской кабиной установили пулеметную турель. Но, по какой-то причине, руководство французских ВВС тоже не заинтересовалось этой машиной. Дальнейшая судьба как гражданского, так и боевого "Левиафанов" - неизвестна, скорее всего, их просто отправили на слом. В общем, опередили они свое время.
Компоновочная схема "Левиафана". Обратите внимание, где у него сидел пилот. Поначалу его кабину хотели сделать закрытой, но потом от этого отказались, Остекление пассажирского салона на летном экземпляре тоже отличалось от изображенного на схеме. Серьезным недостатком выглядит отсутствие туалета, что в долгих полетах должно было создавать для пассажиров значительные неудобства.
Испытания на наземном стенде силового агрегата первого "Левиафана".
Металлический каркас фюзеляжа "Левиафана" с двигательной установкой на Парижском авиасалоне 1921 года.
"Левиафан" в сборочном цехе.
Готовый самолет возле ангара.
Военный "Левиафан". Обращают на себя внимание измененные межкрыльевые стойки и двухлопастный винт, вместо четырехлопастного.
Оригинальный 16-цилиндровый двигатель второго "Левиафана" с подмоторной рамой - экспонат авиационного музея в Ле Бурже.
Комментарии (0)