Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Сквозь дымный мрак

В 1990-е годы в России были очень популярны весьма талантливые рекламные видеоролики банка "Империал", которые обыгрывали различные исторические сюжеты и анекдоты. Например, вот этот, с явным намеком на фатальную социально-политическую и технологическую отсталость царской России, которую пытался предолеть царь  Александр Второй.



Однако почему-то никто не обратил внимание на то, что в нем содержится грубая фактологическая ошибка. Первая в мире линия метрополитена была открыта в Лондоне не в 1861 году, когда в России по инициативе Александра отменили крепостное право, а 10 января 1863 года, то есть, нынче - очередная годовщина этого, безуловно, незаурядного события.

И когда, как не сегодня, стоит рассказать о нем подробно? Наверное не все знают, что столица Великобритании не только первой обзавелась подземной железной дорогой, но стала единственном в мире городом, где метро несколько десятилетий работало на паровой тяге. Его жителей, с детства привыкших к знаменитому лондонскому смогу, нисколько не пугали закопченные станции и дымные тоннели. Мало того, они сами делали поездки еще более "атмосферными", поскольку в тогдашнем метро разрешалось курить и многие пассажиры этим разрешением пользовались.

Однако больше на такое никто не решился, а все последующие подземные метрополитены сразу строились в расчете на электротягу, либо - на кабельный привод от стационарных паровых машин, как, например, в Глазго. В Лондоне же, паровозы продолжали водить пассажирские составы по старым линиям вплоть до начала ХХ века. Интересно, что, изначально по ним планировали пустить оригинальные "бездымные" паровозы, специально спроектированные для этой цели инжнером Фаулером.

Эти локомотивы должны были поднимать давление пара в котлах еще в депо, до выхода на линию, потом - заглушать топку, а дальнейшее парообразование обеспечивалось специальным термоаккумулятором, основу которого составляли окружавшие котел раскаленные кирпичи. Кроме того, паровоз Фаулера оснащался пароконденсаторами и емкостями для воды, то есть, работал по замкнутому циклу.


Однако расчеты изобретателя не оправдались. Проведенные в 1862 году испытания показали, что кирпичный термоаккумулятор оказался неэффективным, при погашенной топке давление пара быстро снижалось и локомотив мог проехать лишь незначительное расстояние. Поэтому на фирмах "Вулкан", "Суиндон" и "Китсон" для метро заказали 22 обычных паровоза, аналогичных тем, что ходили по наземным железным дорогам. Эти машины не только дымили, но и выпускали облака пара, так как отработанный пар просто выбрасывался из цилиндров.

Каждому из метропаровозов, по тогдашней традиции, дали собственное наименование, причем паровозы "Суиндона" носили "растительные" имена: "Роуз", "Вайолет", "Шеймрок", "Азалия" и т.д. Машины "Вулкана" получили названия насекомых, например, "Уосп", "Хорнет" и "Москито", а изделиям "Китсона" присвоили монаршие титулы: "Кайзер", "Хан", "Бей", "Шах" и "Царь" (Czar). Так что, один из первых в мире метропоездов водил локомотив, названный в честь российского самодержца. Думаю, об этом сейчас даже в Лондоне мало кому известно.

К сожалению, ни одного такого паровоза не сохранилось, в 1870-е годы все они были списаны и отправлены на слом, а самый старый локомотив, хранящийся в Лондонском музее общественного транспорта, выпущен в 1877 году и относится к более позднему типу конденсаторных танк-паровозов с уменьшенным выбросом пара и экономным расходом воды.

Специальных вагонов для метро тоже не делали, подвижной состав предоставила железнодорожная компания GWR. Вагоны делились на три класса, при этом самый "нищебродский" третий класс представлял собой обычные открытые грузовые платформы со скамейками. У них не было даже дверей, а чтобы попасть в вагон и выйти из него пассажирам приходилось перешагивать через борта.

Зато вагоны первого класса состояли из комфортабельных шестиместных купе с роскошной отделкой и мягкими кожаными диванами. В общем, всё как положено в жестоком мире чистогана. Каждое купе имело отдельный выход на платформу. Освещались они сперва масляными лампами, а потом - газовыми фонарями с питанием от баллонов со сжатым светильым газом и разводкой тонкими медными трубками. Вагоны второго класса тоже были закрытыми и купейными, но со скромной отделкой, меньшим количеством светильников и более тесной посадкой пассажиров.


Разрез станции "Бейкер Стрит" в том виде, как она выглядела в 1863 году. Впрочем, судя по фотографиям, она и сейчас выглядит примерно так же.


Начало строительства первой ветки лондонского метрополитена в 1860 году. Вся эта линия неглубокого заложения строилась относительно простым открытым способом, поэтому возвели ее довольно быстро, менее чем за три года.


Какой же стимпанк без парового крана?


Возведение кирпичных перекрытий тоннелей на стальных каркасах.


"Бездымный паровоз" Фаулера на испытаниях.


Строительство развилки у станции "Пэддингтон".


Пробный поезд на станции "Кингс Кросс" еще до завершения отделки.


Вагоны третьего класса позволяли совершать подземные поездки в наиболее "романтичных" условиях. А при нехватке мест в нормальных вагонах третьим классом приходилось ездить не только пролетариям.


Удобства - минимальны, но народ - в восторге от очередной победы технического прогресса.


Торжественный банкет на станции "Фаррингтон" по поводу завершения строительства метрополитена.


Короткий метропоезд, состоящий только из вагонов 1-го и 2-го классов, проезжает развилку. Дым из трубы художник почему-то не стал рисовать.


Поезд с паровозом "Уосп" на станции "Бейкер Стрит".


Еще один вид этой же станции, которую английские художники середины XIX века почему-то рисовали чаще, чем все остальные, вместе взятые. Возможно, она считалась самой красивой.


Чертеж метропаровоза завода "Китсон" образца 1862 года. Именно так выглядел "Царь".




Метропаровоз 1877 года из Лондонского музея транспорта.


Еще более поздняя модель метропаровоза из того же музея. Как видите, она - на ходу и иногда совершает развлекательные поездки с с пассажирами. Но, разумеется, не в тоннелях.


Хорошо отреставрированный вагон лондонской подземки 1-го класса самого раннего образца. Такие вагоны эксплуатировались до 1910-х годов, правда, в конце XIX века газовое освещение в них заменили на электрическое. Обратите внимание на ступеньки. Перроны на первых станциях метрополитена были почти вровень с землей.    

Источник: Сквозь дымный мрак
Автор:
Теги: Транспорт техника архитектура англия история стимпанк мрак 1910 английский анекдот банк 

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
— Цыц!.. Знай своё место!.. — Сквозь зубы выдавила свекровь
— Цыц!.. Знай своё место!.. — Сквозь зубы выдавила свекровь
12
Женский каприз 13:43 10 фев 2019
Улыбается сквозь слезы: Миддлтон появилась на публике после объявления о разводе с принцем
Улыбается сквозь слезы: Миддлтон появилась на публике после объявления о разводе с принцем
2
Артобоз 11:24 07 авг 2022
Меня сегодня усыпят! «Несимпатичная» собака просунула свою лапу сквозь сетку, и я бережно пожал её…
Меня сегодня усыпят! «Несимпатичная» собака просунула свою лапу сквозь сетку, и я бережно пожал её…
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 14:23 19 дек 2023
"Пять лет назад я к нему открывала дверь ногой, а сейчас он смотрит сквозь меня"
"Пять лет назад я к нему открывала дверь ногой, а сейчас он смотрит сквозь меня"
0
Интересный мир 19:00 06 июл 2024
Мастер протянул светодиодную нить сквозь трубу. Спустя 2 дня в его сад заглядывали все соседи!
Мастер протянул светодиодную нить сквозь трубу. Спустя 2 дня в его сад заглядывали все соседи!
0
Сад огород дача и все самое интересное 01:55 24 сен 2016
Новая хозяйка привязала больную собаку к перилам и бросила умирать, - сказала сквозь слезы Маша, - помогите
Новая хозяйка привязала больную собаку к перилам и бросила умирать, - сказала сквозь слезы Маша, - помогите
3
Здесь только хорошие новости! 05:59 21 июн 2022
Сквозь слезы и на зависть другим: непростая судьба самой известной и высокооплачиваемой гейши
Сквозь слезы и на зависть другим: непростая судьба самой известной и высокооплачиваемой гейши
6
Человек познаёт мир 21:30 19 июн 2022
Киногероини, на которых мы годами смотрели сквозь розовые очки, а теперь увидели их истинную сущность
Киногероини, на которых мы годами смотрели сквозь розовые очки, а теперь увидели их истинную сущность
30
Интересный мир 17:44 04 апр 2022
Сквозь слезы и на зависть другим: непростая судьба самой известной и высокооплачиваемой гейши
Сквозь слезы и на зависть другим: непростая судьба самой известной и высокооплачиваемой гейши
0
Жизнь прекрасна 19:30 20 май 2017
Татарский плен - история людей, прошедших сквозь ад
Татарский плен - история людей, прошедших сквозь ад
0
Настоящая история 10:02 08 июн 2018
Алхимия – удивительная «наука», прошедшая сквозь века
Алхимия – удивительная «наука», прошедшая сквозь века
0
Жизнь прекрасна 09:45 09 фев 2017
Сквозь слезы и на зависть другим: непростая судьба самой известной и высокооплачиваемой гейши
Сквозь слезы и на зависть другим: непростая судьба самой известной и высокооплачиваемой гейши
0
Жизнь прекрасна 09:00 16 фев 2017

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства