Ровно 85 лет назад, 21 ноября 1936 года, из сборочного цеха завода фирмы "Юнкерс" в Дессау выкатили первый серийный экземпляр пикирующего бомбардировщика Ju.87A-1 Stuka. Stuka ("Штука") - германоязычное сокращение от Sturzkampfflugzeug - "пикирующий боевой самолет". В немецком языке, в отличие от русского, допускается сокращение на гласных. Германия была первой страной в мире, сделавшей решающую ставку на этот класс боевых машин.
Уже в феврале 1937-го первое звено "Штук" отправили в Испанию для испытаний в боевых условиях. Там они проявили себя великолепно, продемонстрировав исключительную точность бомбометания, недоступную для обычных "горизонтальных" бомбардировщиков. А еще через три года хищный силуэт "Штуки" прославился на весь мир, став своего рода символом гитлеровского блицкрига.
Первая серийная модификация Ju.87 отличалась от всех последующих широкими обтекателями неубирающихся стоек шасси. В советском авиапроме такие обтекатели было принято называть "штанами". В дальнейшем "штанины" уменьшили, из-за чего шасси стали напоминать ноги, обутые в лапти. А поскольку у нас к середине ХХ века эта архаичная обувка все еще была в ходу, в СССР самолет прозвали "лапотником" или "лаптежником".
"Лаптежники" применялись на советско-германском фронте вплоть до конца войны. Последними, к кому они поступили на вооружение в феврале 1945 года, были ВВС так называемой "Русской освободительной армии" генерала Власова. Но это уже совсем другая история.
На заставке - "Штуки" в лихом испанском пике.
Второй прототип "Штуки" Ju.87V-2 в испытательном полете весной 1936 года. Самолет еще не зачислен в Люфтваффе, поэтому на нем нанесены только гражданские идентификационные коды.
Прототип Ju.87 на испытательном полигоне в Рехлине.
Один из первых серийных экземпляров Ju.87А-1 в военном камуфляже. На заднем плане - тяжелый двухмоторный истребитель "Мессершмитт" Bf.110.
Ju.87А-1 в Испании с опознавательными знаками франкистских ВВС и эмблемой звена "Kette Jolanthe" - мультипликационной свиньей Иолантой на "штанине".
Сверху вниз:
Один из предсерийных экземпляров Ju.87A-0, 1936 год.
Ju.87A-1 франкистских ВВС, 1937 год.
Ju.87A-1 венгерских ВВС, 1941 год.
Комментарии (0)