Исполнитель главной роли, актёр Александр Михайлов, поначалу отказывался от съемок, так как считал историю неправдоподобной. Тогда режиссёр Искра Бабич познакомила его со сценаристом Валентином Дьяченко (в титрах он указан под фамилией Михайлов), и оказалось, что сюжет взят из его жизни. Михайлов отбывал срок на шахте в Коми по подозрению в шпионаже во время Великой Отечественной войны, и познакомился с девушкой Олей — прототипом Полины из фильма.
Она отбывала пятилетний срок за самовольное оставление работы на торфоразработках. Сценарист выказывал ей симпатию и опекал её. Именно она и стала прототипом Полины в его сценарии. После освобождения Дьяченко женился на женщине с двумя детьми, которых он усыновил.
Узнав о том, что сценарий Валентина Дьяченко был автобиографичным, Александр Михайлов изменил свое решение и дал согласие на съемки. И никогда об этом не жалел. Фильм занял второе место среди лидеров кинопроката в 1982 г., собрав у экранов больше 38 млн зрителей, Александр Михайлов был признан лучшим актером года по итогам опроса читателей журнала «Советский экран».
Однако самой ценной наградой для Михайлова был тот эффект, который фильм произвел в обществе. Мужественный поступок его героя вызвал широкий резонанс. Актер получал тысячи писем, из которых узнал о том, что благодаря этому фильму соединились сотни семей.
Вдохновленные примером Павла Зубова, многие решались на усыновление, за что потом благодарили Михайлова.
Этот успех был обеспечен не только блестящей игрой Александра Михайлова, но и стараниями его маленьких партнеров по съемочной площадке, сыгравших детей главного героя. На съемках немало хлопот режиссеру доставили 4-летний Миша Бузылев-Крэцо – мальчик из актерской цыганской семьи, и его ровесник Петр Крылов, сын актрисы Веры Лесковой.
Они носились по лестницам, растаскивали реквизит, пели, танцевали и даже дрались. Миша без умолку говорил, постоянно забывая о том, что его герой по сценарию был немым и только в финале, после нервного потрясения, выкрикивал: «Мужики!» Спустя годы Михаил вспоминал: «В одном из эпизодов фильма к Павлу Зубову домой приходят его знакомые. В роли одного из них был мой отец. Я тогда дублей пять испортил. Все кричал: «О, дада!», что по-цыгански значит папа…»
Когда мальчика никто не мог угомонить, и он в очередной раз срывал съемки, возле камеры появлялся его отец с ремнем в руках – и Миша тут же успокаивался. Режиссер Искра Бабич общалась с детьми по-матерински, и они прониклись к ней симпатией.
Михаил рассказывал: «Она как женщина и режиссер подобрала к нам нужные ключи – прямое общение. Я общался только с ней, и в большинстве случаев мне было легко играть, она умела доносить нужную информацию, а в определенные моменты требовать от нас то, что нужно в этот момент в кадре. А когда её силы к общению со мной заканчивались, в ход вступал отец и его грозный ремень!».
Фотографии юной актрисы Иры Ивановой режиссёр нашла в архиве документов, оставшихся от съемок «Приключений Электроника». Тот кастинг девочка не прошла, а вот Искра Бабич пробовать других актрис даже не захотела — Ирина идеально подошла на роль самостоятельной и взрослой не по годам девочки.
Для Ирины роль в фильме «Мужики!..» стала единственной работаой в кино, Михаил снялся еще в нескольких фильмах и увлёкся музыкальной карьерой. Ирина же пошла работать в ГАИ и воспитала трех сыновей
Съемки с собакой тоже дались непросто. Фильм снимали в ставропольском селе Татарка, и режиссёр попросила ассистентов найти ей самую обычную дворняжку. Ассистенты нашли Рэкса, которому в фильме оставили его имя, и всё шло гладко до сцены, когда Рэкс отчаянно бежит за машиной… Собака спокойно смотрела вслед уезжающей «Волге» и шла по своим делам! Ей показывали из машины колбасу и мясо, но и это не заставило Рэкса сдвинуться с места. Бились с ним до тех пор, пока кто-то не догадался сходить за его хозяйкой — женщина села на заднее сидении, посмотрела в окно, помахала собаке и машина поехала. Вот тогда и удалось снять этот драматичный пробег…
После премьеры фильм занял вторую строчку среди лидеров проката 1982 года — его обошла только комедия «Спортлото-82». Позже на студию начали приходить письма от жён и детей, с которыми после премьеры фильма возобновили контакт когда-то бросившие их мужья и отцы, и некоторым даже удалось восстановить семью… Трогательную историю полюбили как простые зрители, так и высшие чины.
Комментарии (0)