84 года назад, в такой же как сегодня промозглый осенний день 21 октября 1937 года, были внезапно арестованы начальник Главного управления авиационной промышленности СССР авиаконструктор А.Н. Туполев и главный конструктор опытного авиазавода В.М. Петляков.
Туполеву было предъявлено обвинение в том, что он (цитата) "возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции". С Петляковым картина была еще более абсурдной. Помимо "стандартных" обвинений во вредительстве шпионаже, его обвинили ни много ни мало - в создании "русской фашистской партии".
Погибший в 1942 году Петляков не оставил воспоминаний, а Туполев впоследствии вспоминал:
"Меня долго держали на Лубянке, в "одиночке", потом перевели в Бутырку. Нет, на допросах меня не били, но подолгу держали "в стойке", а мне тяжело, ведь я грузный и с больными ногами. Стоишь часами, а следователь бубнит свое: "Говори, бля, кому продал чертежи?! Сколько тебе заплатили? Говори, все твои дружки давно раскололись. один ты упорствуешь, колись, легче будет".
Такой тупой, ограниченный маньяк долдонит свое, а я стою, ноги болят, глаза слипаются, спать хочется, стою и думаю: неужели я всю жизнь только и делал, что строил самолеты для этих?! Нет, не для них, для России!"
В этой связи можно вспомнить, что в 20-е - 30-е годы под руководством Туполева был разработан и построен первый в России цельнометаллический самолет АНТ-2, первый российский цельнометаллический разведчик АНТ-3, первый российский цельнометаллический бомбардировщик АНТ-4, первый российский цельнометаллический истребитель АНТ-5, первый в России четырехмоторный тяжелый бомбардировщик монопланной схемы АНТ-6, первый в России серийный трехмоторный пассажирский авиалайнер АНТ-9, в также - самолеты - гиганты: пятимоторный АНТ-14 "Правда" и восьмимоторный АНТ-20 "Максим Горький" - крупнейший самолет в мире на тот момент.
Всего за четыре месяца до ареста Туполева экипажи Чкалова и Байдукова совершили на туполевских машинах АНТ-25 беспрецедентные перелеты в Америку через Северный полюс, при этом Байдуков установил абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета.
В общем, Туполев сыграл едва ли не главную роль в превращении Советского Союза в развитую авиационную державу. В благодарность за это он почти четыре года провел за решеткой и был полностью реабилитирован со снятием всех клеветнических обвинений только в 1955 году.
Интересно, что арест Туполева произошел в тот самый день - 21 октября, когда четырнадцатью годами ранее впервые поднялся в небо его первый самолет АНТ-1. Вот такое странное совпадение. Или не совпадение? Ведь у сталинских чекистов, помимо горячих голов, холодных сердец и хватких рук в ежовых рукавицах, было еще и весьма оригинальное, извращенно-садистское
На заставке - одна из лучших довоенных туполевских машин, шестимоторный пассажирский самолет-гигант АНТ-20бис.
Туполев (в центре, в студенческой фуражке) с товарищами и коллегами возле его первенца АНТ-1.
А.Н.Туполев незадолго до ареста с начальником Центрального Аэрогидродинамического института военным инженером Н.М. Харламовым. Харламов был арестован через две недели после Туполева, в 1938 году - расстрелян, в 1955-м - посмертно реабилитирован. На расстрельном списке из 138 человек, в который включена и его фамилия, стоят подписи Сталина, Молотова и Ежова.
Если приглядеться, то можно заметить, что кто-то неизвестный перечеркнул фотографию косым крестом.
Комментарии (0)