Отражением второго подхода к борьбе с колючей проволокой, согласно которому ее надо не давить, а безжалостно резать, был замечательный агрегат, разработанный одновременно с
В самом начале 1915 года они установили на колесный сельскохозяйственный трактор "Байак" с двигателем в 35 л.с. двойную вертикальную пилу с приводом от отдельного бензинового мотора мощностью 6 л.с. Проволоки, попадавшие между подвижными зубьями пилы, должны были перерезаться при движении машины задним ходом. Между задних ведущих колес трактора была дополнительно смонтирована горизонтальная дисковая пила для подпиливания кольев, на которых укреплена "колючка".
Это "вундерваффе", получившее по фамилиям его авторов название "машина Бретона-Прето", вышло на испытания 22 июня 1915 года. При этом оно еще не имело брони, а для имитации ее массы на машину погрузили несколько старых пушечных стволов.
В ходе испытаний "шайтан-пила" смогла преодолеть несколько рядов колючей проволоки. На основании такого успеха было заказано шесть бронированных тракторов, хотя их способность передвигаться по пересеченной местности, изрытой воронками и окопами, вызывала очень большие сомнения.
Насколько мне известно, заказ так и не был реализован, а "проволокопильный" трактор остался в единственном экземпляре. Также не был воплощен в металле проект установки пилы на американский грузовик повышенной проходимости "Джеффри" и на бронеавтомобиль "Рено".
На заставке — трактор "Байак" с экспериментальной установкой устройства Бретона-Прето, рисунок Андрея Кирюшкина. Далее фотографии с испытаний.
Предположительный рисунок трактора с броней и пулеметом "Гочкисс".
Проектный рисунок броневика "Рено" с устройством Бретона-Прето.
Комментарии (0)