К сожалению, наступивший через полтора года развал СССР и всё, что за ним последовало, на 35 лет затормозили внедрение в крупносерийное производство и выход на авиалинии этой машины. Попытка наладить ее выпуск в Узбекистане, на Ташкентском авиазаводе, куда успели передать из Москвы техническую документацию и осастку, не увенчалась успехом.
Из-за разрыва хозяйственных связей между союзными республиками, превратившимися в независимые государства, производство шло черепашьими темпами, в среднем, по одной машине в год, а в 2012 году оно было заморожено и до сих пор не возобновилось. С 1993-го по 2012-й в Ташкенте построили всего 15 экземпляров Ил-114.
Но в 2024 году производство новой версии Ил-114-300, целиком состоящей из российских комплектующих, включая двигатели ТА-117СТ-01, было организовано уже в России, на Луховицком авиазаводе. Сейчас первый луховицкий экземпляр проходит испытания, а на заводе заложены еще восемь бортов, находящихся на разных стадиях производства.
Осенью этого года ожидается получение машиной российского сертификата летной годности, позволяющего выпустить ее на регулярные авиалинии. Будем надеяться, что за вслед закатом для Ил-114 наконец-то придет рассвет. Ведь, несмотря на солидный, по авиационным меркам, возраст, он еще далеко не устарел.
Первый прототип Ил-114 на авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 году.
В полете Ил-114 Ташкентского авиазавода в раскраске авиакомпании "Узбекистон Хаво Йуллари", повторяющей цвета узбекского флага, фото Сергея Кононенко.
Линейка узбекских Ил-114, фото Андрея Дыбина.

Построенная в Ташкенте и принадлежащая России летающая лаборатория Ил-114ЛЛ "Радар", предназначенная для ледовой разведки, разведки полезных ископаемых, поисково-спасательных операций и других задач, о которых я лучше промолчу.

Фантастический трюк, говорящий как о высоких летных характеристиках машины, так и о мастерстве экипажа, — "Радар" на авиашоу в Жуковском делает "бочку", фото Федора Борисова.
Первый взлет Ил-114-300 в марте 2024 года. самолет еще не окрашен.
Ил-114-300 в очередном испытательном полете после окраски.
"Стеклянная" кабина Ил-114-300 выглядит вполне современно. Вместо "будильников — многофункциональные жидкокристаллические дисплеи.
Пассажирский салон тоже неплох.
Комментарии (0)