Всем известно, что американцы — братья Райт (Wright) являются создателями первого в мире удачного и практически пригодного самолета, но, наверняка, далеко не все знают, что они же являются основоположниками авиационной индустрии. Между тем, ровно 115 лет назад, 22 ноября 1909 года, в Нью-Йорке была зарегистрирована первая в мире авиастроительная фирма, названная просто Wright Company. К тому моменту на окраине города Дейтон, штат Охайо, уже был построен первый в мире завод для серийного производства самолетов.
В том же году он приступил к выпуску аэропланов Wright Model A. Этот двухместный биплан с 30-сильным двигателем также назывался Wright Military Flyer, поскольку он был принят на вооружении американской армией в качестве воздушного разведчика. Всего в 1909-10 годах было построено 60 таких самолетов. Первый экземпляр продали за 25000 долларов, но по мере развертывания серийного производства цену удалось снизить в 5 раз, до 5000 долларов.
Затем фирма перешла к выпуску усовершенствованной машины Wright Model В, растиражированной в количестве 100 штук. Цена на нее осталась прежней — 5000 долларов. Этот аэроплан также состоял на вооружении американской армии и он же стал первым в мире боевым самолетом, вооруженным пулеметом, правда, только в порядке эксперимента.
Следующей серийной модификацией стал Wright Model Н/HS, появившийся в 1914 году, но таких самолетов построили всего шесть штук, поскольку армию США и частных покупателей они не заинтересовали. Однако один из них был приобретен через вторые руки повстанческой армией Панчо Вильи и использовался в мексиканской гражданской войне. В 1916 году Wright Company прекратила существование в качестве самостоятельного предприятия, объединившись с фирмой Glenn Martin Company.
Wright Model A - первый в мире серийный самолет.
Первый в мире авиазавод Wright Company в Дейтоне.
Участок цеха Дейтонского завода, где производились самолетные винты и крыльевые нервюры.
Братья Райт и офицеры армии США на испытаниях Wright Model A в форте Майер.
Wright Model В. Как видите, на нем Райты отказались от переднего сдвоенного руля высоты, сделав его монопланным и перенеся в хвост.
Wright Model Н. Он имел закрытый фюзеляж, классическое оперение и сложную карданно-цепную передачу от двигателя к винтам. Эта машина, в отличие от предшественниц, успехом не пользовалась, поскольку к моменту ее появления уже летали более совершенные аэропланы от фирм-конкурентов.
Wright Model B с ручным пулеметом "Льюис" и частично препарированный музейный экземпляр четырехцилиндрового двигателя братьев Райт образца 1910 года, стоявшего на этой машине.
Комментарии (0)