Ровно 75 лет назад, 9 августа 1947 года, на аргентинской авиабазе Морон впервые поднялся в воздух первый в Южной Америке и один из первых в мире турбореактивный боевой самолет. Да, в те годы Аргентина, нисколько не пострадавшая от Второй мировой войны, а наборот, разбогатевшая на поставках союзным державам сельхозпродукции, всерьез вознамерилась стать ведущей авиационной державой и предпринимала для этого немалые усилия.
Одним из результатов этих усилий стала разработка реактивного истребителя-бомбардировщика, получившего индекс IАe.27 и наименование "Пульки", что на языке местных индейцев мапуче означает "стрела". Правда, его рзработал не аргентинец, а известный французский авиаконструктор Эмиль Девуатин, которому пришлось бежать за океан из Франции, где его заочно приговорили к 20 годам к каторги за сотрудничество с нацистами.
К сожалению для аргентинцев, самолет получился явно неудачным. Несмотря на применение довольно мощного английского двигателя "Дервент-5" с тягой в 16 килоньютонов, максимальная скорость "Пульки" не превышала 720 км/ч, то есть - была даже ниже, чем у поршневых истребителей финального этапа Второй мировой войны, вроде поздних версий "Мустанга" или "Тандерболта". Максимальная дальность полета - 900 км тоже не внушала оптимизма.
При этом прототип испытывался без штатного вооружения (четырех пушек и бомбовых подвесок), а с ним летные данные, несомненно, стали бы еще ниже. Девуатина подвело то, что аэродинамика IAe.27 соответствовала винтовой, а не реактивной машине. Кроме того, неудачная конструкция воздухозаборника не позволяла двигателю развивать максимальную мощность. Провозившись с "Пульки" два года, аргентинцы пришли к выводу, что без радикальной переделки машины толку от нее не добьешься.
Но вместо переделки они предпочли закрыть тему и отказаться от услуг Девуатина, тем более что на подходе был радикально новый и гораздо более перспективный проект, предложенный еще одним "беженцем от денацификации" - немецким авиаконструктором Куртом Танком. Однако это уже другая история.
Эмиль Девуатин и его аргентинский "бастард".
Установка двигателя в фюзеляж прототипа.
Прототип "Пульки" во время летных испытаний.
Он же в аргентинском авиационном музее.
Комментарии (0)