Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Прыжок цербера



Ровно 80 лет назад, 12 февраля 1942 года, флот нацистскй Германии провел операцию "Цербер" - переброску линкоров "Шарнхорст", "Гнейзенау" и тяжелого крейсера "Принц Ойген" под охраной 14 миноносцев и шести эсминцев из французского порта Брест в немецкие порты Гельголанд и Вильгельмсхафен.

В ставке Гитлера решили, что там корабли будут в большей безопасности и оттуда им будет гораздо удобнее действовать против полярных конвоев с грузами ленд-лиза. Несмотря на противодействие британской авиации, флота и береговой артиллерии, рискованная операция завершилась полным успехом. Ни один немецкий корабль не был потоплен и даже не получил серьезных повреждений.

Эскадра под командованием вице-адмирала Отто Цилиакса вышла из Бреста еще в 22.45 11 февраля, но англичане обнаружили ее только в 11 часов утра следующего дня, когда она преодолела уже почти половину пути и приблизилась к самому узкому месту пролива Ла-Манш. Еще полтора часа драгоценного времени ушло на то чтобы проверить информацию, разобраться в ситуации и отправить в атаку шестерку торпедоносцев "Суордфиш" в сопровождении десяти "Спитфайров".

Но на подлете их перехватили "Мессершмитты" и ценой потери трех машин сбили все шесть торпедоносцев. В 13.30 по эскадре открыли огонь дальнобойные береговые орудия, но из-за быстро поставленной эсминцами дымовой завесы они не добились ни одного попадания. Примерно, в 15.40 состоялась атака двенадцати двухмоторных торпедоносцв "Бофорт", однако, два из них были сбиты, а остальные промахнулись.

Одновременно эскадру пытались атаковать пять британских эсминцев, но были отогнаны артогнем "Ойгена" и "Гнейзенау". При этом эсминец "Вустер" получил серьезные повреждения, вспыхнул и лишился хода. Немцы не стали его добивать, считая, что он обречен, однако, это была ошибка. Англичане взяли охваченный пламенем корабль на буксир и отвели в порт.

Между четырьмя и пятью часами пополудни эскадру бомбили в общем счете 72 бомбардировщика "Бленхейм", "Хэмпден", "Веллингтон" и "Манчестер", но из-за плотной облачности ни один из них не добился попаданий. Через час с тем же нулевым результатом атаковала вторая волна - 35 экипажей. Эти атаки обошлись англичанам в 15 бомбардировщиков, сбитых перехватчиками, корабельными зенитками или пропавших без вести.

Затем, уже в сумерках, эскадру обнаружила еще одна шестерка "Бофортов", но все сброшенные ими торпеды снова прошли мимо целей. Последняя попытка бомбардировки была предпринята после семи часов вечера. Все бомбы упали в воду далеко за кормой "Шарнхорста".

Ночью налеты прекратились, а в 3.50 утра 13 февраля "Шарнхорст" и два эсминца пришвартовались в Гельголандской бухте. Еще через четыре часа остальные корабли, вышедшие из Бреста, достигли Вильгельмсхафена. Бросок цербера завершился. Единственный ощутимый урон, нанесенный немцам в ходе этого рейда, был получен от магнитных мин. В 14.30 на одну из них напоролся "Шарнхорст", а в 19.55 еще одна взорвалась у борта "Гнейзенау". Но их боезаряды были слишком малы, чтобы фатально повредить столь крупные и хорошо защищенные корабли, хотя, "Шарнхорсту" пришлось три месяца простоять в ремонте.

Потери Люфтваффе составляли всего семь истребителй (при этом англичане претендовали на 22 воздушные победы), а британские ВВС потеряли 16 бомбардировщиков, 10 торпедоносцев и 20 истребителей, в том чиссле 10 "Спитфайров".


Итог операции для англичан был однозначно провальным, тем не менее, Черчилль, выступая в Палате Общин, невозмутимо заявил: "Уход немецкой эскадры из Бреста привел к решающему изменению военной ситуации в нашу пользу!" Однако газета "Таймс" дала этому событию совсем иную оценку: "Ничего более оскорбительного для гордости нашего флота не происходило вблизи британских берегов с XVII века". Все-таки, удивительно, насколько далеко простиралась свобода слова в британской прессе даже в условиях войны. 


Линкор "Шарнхорст".


Эскадра Цилиакса под зонтиком из "Мессершмитттов" идет в Вильгельмсхафен.


В воздушном прикрытии эскадры участвовали не только "Мессершмитты", но и новейшие "Фокке-Вульфы".


Сбитый "Суордфиш". После "Цербера" эти морально устаревшие машины перестали применять в качестве торпедоносцев.

Источник: Прыжок цербера
Автор:
Теги: Германия ВВС авиация англия флот история Вторая мировая прыжок адмирал англичанин артиллерия

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства