Большинство историй о Монгольской империи посвящены мужчинам-воинам, но история Хутулун, принцессы-воительницы, — это та, которую должны знать больше людей...
Представьте себе девушку настолько грозную, что она превращала своих женихов в борцов, предлагая им победить ее в поединке в качестве условия брака.
Интересно, что в основу всех сказок о Турандот, а про неё даже опера есть, положена реальные рассказы о том, как Хутулун, праправнучка великого Чингизхана, отказывалась выходить замуж.
Хутулун, кузина великого Хубилая-хана, была не просто принцессой, ожидающей в башне.
Она была силой на поле боя, мастером-стратегом и символом силы в мире, которым правили мужчины.
кадр из фильма Хутулун
Ее жизнь поднимает важный вопрос: как женщине XIII века удалось бросить вызов условностям своего времени и стать прославленной воительницей и почитаемой фигурой в монгольской истории?
Хутулун родилась в могущественной Монгольской империи в конце 13-го века, в то время, когда империя переживала обширное расширение.
Будучи членом династии Борджигинов, она была дочерью Кайду, видного монгольского лидера, который яростно выступал против правления своего кузена Хубилая-хана в Монгольской империи.
Точная дата ее рождения остается неизвестной, но обычно считается, что это около 1260 года.
Фото: wikimedia | Хутулун
Ранняя жизнь Хутулун также была сформирована более широким контекстом политического ландшафта Монгольской империи.
В это время империя переживала внутренние разногласия, и Кайду возглавлял фракцию, которая бросила вызов династии Юань Хубилая в Китае.
Это соперничество между ее отцом и Хубилаем сыграло значительную роль в жизни Хутулун, поскольку она управляла своей преданностью отцу и своими отношениями с ханом.
В обществе, где гендерные роли были четко определены, где женщины в основном управляли домашним хозяйством, а мужчины занимались войной и охотой, Хутулун заняла для себя уникальное положение.
Ее происхождение как члена династии Борджигинов давало ей определенный статус, но именно ее личные качества и достижения действительно возвышали ее положение.
В отличие от многих женщин ее времени, она обучалась военному искусству вместе со своими 14 братьями, ее учили ездить верхом, стрелять и разрабатывать стратегию — навыкам, которые были необходимы любому монгольскому воину.
Хутулун сопровождала своего отца в многочисленных военных походах, активно участвуя в сражениях и стратегических обсуждениях.
Такая вовлеченность в военные дела была весьма необычной для женщины ее эпохи и подчеркивала доверие ее отца Кайду и его зависимость от ее способностей.
Ее присутствие рядом с отцом в этих критических ситуациях также указывало на ее статус ключевого советника и доверенного лица.
Одной из самых значительных демонстраций военных возможностей Хутулун была серия конфликтов между ее отцом, Кайду, и ее двоюродным братом, Хубилаем-ханом, который был правителем династии Юань.
Эти конфликты, часть более широких монгольских гражданских войн, произошли во второй половине XIII века.
Хутулун часто сражаясь вместе со своим отцом.
Одно примечательное событие, подчеркивающее ее боевую доблесть, произошло около конца 1280-х годов. Во время решающей битвы с войсками Хубилая вклад Хутулун был решающим.
Согласно некоторым историческим свидетельствам, она спасла своего отца от плена вражескими войсками.
Ее действия в этой битве были настолько значимыми, что они принесли ей всеобщее признание и еще больше укрепили ее репутацию грозного воина.
«Вышли оба на середину покоя, народу было тут много… И схватились после того дева с юношей… Коротко сказать, схватились они оба; один тянет в одну сторону, другая в другую…» Миниатюра из Книги Марко Поло. XV век, Франция
В XVIII веке история о Хутулун в искажённом виде проникла в европейскую литературу.
Франсуа Пти де ла Круа опубликовал в 1710 г книгу сказок, среди которых одна была основана на истории Хутулун.
В его адаптации принцесса, девятнадцатилетняя дочь Алтун-хана, монгольского императора Китая, носит титул Турандот («турецкая дочь» или «дочь Турана»).
В версии Пти де ла Круа юноша, добивающийся руки принцессы, должен решить три загадки, причём ставкой служит жизнь претендента.
В 1762 г итальянский драматург Карло Гоцци переделал эту сказку в драму. Позднее Фридрих Шиллер перевёл пьесу на немецкий, а Гёте поставил её на сцене в 1802.
Пуччини ко времени смерти (1924) завершил около трёх четвертей оперы «Турандот». Опера Пуччини стала известнейшей из художественных вариаций на тему её жизни.
кдр из фильма Хутулун
Комментарии (0)