Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Портреты кисти Джованни Больдини

Джованни Больдини

«Вы, месье, чудовищно талантливы!» — как-то сказал ему Дега. Многие искусствоведы согласны с ним, хотя широкой публикой Джованни Больдини сегодня незаслуженно забыт.

«Когда жизнь расставит всё по своим местам, Джованни Больдини будет признан величайшим художником прошлого века. Все новые школы родились от него, так как он первый применил упрощенные линии и плоскости».

Гертруда Стайн


Джованни Больдини (итал. Giovanni Boldini) оставил нам восхитительные портреты своих знаменитых современников. Художник жил в конце XIX — начале XX века, дружил с Эдгаром Дега, Джоном Сарджентом, Полем Эллё и был одним из наиболее известных и хорошо оплачиваемых портретистов своего времени.

Джованни Больдини родился в Ферраре 31 декабря 1842 г. в семье художника, учился во флорентийской Академии художеств. Поворотным моментом в его творчестве стало посещение Парижа в 1867 году, где на него неизгладимое впечатление произвела живописная манера Эдуара Мане. С 1869 года Джованни Больдини живёт и работает в Лондоне, где знакомится с искусством Гейнсборо и английской портретной живописью XVIII века.

Именно здесь он разработал собственную, эффектную и стремительную манеру письма и получил известность как непревзойдённый портретист своего времени.

Востребованный в высшем парижском обществе, Джованни Больдини преуспел в создании изощренно-элегантных образов грациозных, утонченных красавиц и светских эстетов-денди. Он писал в хорошо узнаваемой свободной импровизационной манере, используя длинные и острые мазки.

Атмосфера fin de siecle — «конца века», ощущение драмы и надрыва в глазах дерзких красавиц высшего света в роскошных туалетах… Женские портреты Больдини динамичны и раскованны с точки зрения позы, но при этом строго выверены по композиции и цветовой гамме. Предлагаем вам насладиться творчеством этого незаслуженно забытого художника и почувствовать атмосферу утончённого декаданса.

Портрет графини Габриэы де Расти, возлюбленной и музы художника

Мы были вместе, помню я…
Ночь волновалась, скрипка пела…
Ты в эти дни была — моя,
Ты с каждым часом хорошела…
Сквозь тихое журчанье струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
К устам просился поцелуй,
Просились в сердце звуки скрипки…

Портрет Джузеппе Верди. 1886

Портрет Адольфа Менцеля

Анри де Тулуз-Лотрек. 1890-е годы

Портрет Сары Бернар. Около 1880

В свободной, импровизационной манере, используя длинные и острые мазки, он начал исполнять женские портреты – динамичные в выборе позы, однако строго выверенные по композиции и красочной гамме.
Нюансы серого и белого, близкие Уистлеру, почти монохромность колорита выражали неизъяснимые состояния души; к концу века эта формула цветового аскетизма стала «языком для посвященных» – знаком элегантного,элитарного эстетизма.
И восхищает смелость Большого Мастера небрежно оставлять обширные куски холста непрописанными…

Элегантная женщина в интерьере, 1873 год

Портрет Лины Кавальери, 1900-е годы

Портрет Леди Колин Кэмпбелл, 1897

Портрет молодой женщины в профиль

Портрет принцессы Марты Люсиль Бибеско, 1911

Портрет сидящего Джузеппе Верди, 1886

Мадам Чарльз Макс, 1890

Портрет художника Эрнеста Анхе Дуэса, 1894

Портрет Клео де Мерод, 1901

Портрет Джеймса Уистлера

Портрет Джеймса Уистлера, фрагмент

Граф Робер де Монтескьё, 1897

Нет слов,мужские портреты Больдини хороши, импозантны и элегантны…Но его женские портреты – выше всяческих похвал, от них немеешь,они просто завораживают! Главное в них – восторженное состояние женской души, прямо здесь и сейчас распахнутой навстречу любви. На вернисажах, стоя у этих портретов мужчины изнемогали от восторга и желания, а женщины в досаде покусывали губки…
Именно он, Джованни Больдини, сто лет назад запустил в Европу модное поветрие – чтобы достичь в жизни главного,а именно быть желанной и роскошной, женщина должна быть изящной и грациозной,как пантера,как кошка,как змея. Она должна иметь рост выше среднего,тонкую лодыжку,небольшую грудь,
и не иметь нигде никаких «архитектурных излишеств».
Пропорции рубенсовской женщины в живописи осталась только у небольшой группы ценителей телесной роскоши. И это положение дел за сто лет не изменилось…

Мадам Режан, известная также как Габриэль Режан

Утреннее письмо, 1884

Портрет Глэдис Дикон, 1905 –1908

Самая дорогая картина художника – портрет Марты де Флориан. Её обнаружили в 2010 году в квартире, простоявшей закрытой более 70 лет и продали с аукциона за 3 миллиона евро.

Портрет актрисы Марты де Флориан, 1898

Марта де Флориан — Матильда Элоиза Божерон — имела успех в парижском обществе конца XIX века. Псевдоним де Флориан он взяла из-за отца её сына, банкира де Флориана. Также благосклонностью Марты Флориан пользовались политики, в том числе премьер-министр Клемансо, и художник Джованни Бальдини, написавший этот великолепный портрет когда Марте было 24 года.

Интересная история произошла с квартирой Марты. Звезда парижского высшего общества 19 века оставила свою квартиру со всей обстановкой своей внучке. Квартиру открыли в 2010 году после смерти последней владелицы, которой пришлось спешно уехать из Парижа в 1942 году, спасаясь от немецкой оккупации.

Когда война закончилась, хозяйка жилья осталась на юге Франции, но за парижскую квартиру продолжала платить до самой своей кончины. Когда наследники решили оценить имущество, их глазам предстало удивительное зрелище – оказалось, уникальная квартира полностью сохранила обстановку начала ХХ века.

В этой истории много таинственного. Например, зачем было оплачивать закрытую квартиру в течение 70 лет. Даже имя последней хозяйки осталось загадкой.

 

Девушка с Черной кошкой, 1885 год

В саду

В парке

 

 

Portrait of Irene Catlin, 1884

Lina Bilitis with Two Pekinese, 1913

The Summer Stroll, 1872-73.

Графиня Габриэль де Расти на диване, 1887-89

Буквально ошарашенный работами Больдини поэт Валерий Брюсов в 1912 году писал:

Три женщины – белая, черная, алая –
Стоят в моей жизни. Зачем и когда
Вы вторглись в мечту мою? Разве немало я
Любовь восславлял в молодые года?..
Возможно, вторглись в жизнь русского поэта женщины с полотен позднего мастера, начала ХХ века, когда Балдини уже безоглядно увлекся всеми формами художественного эротизма.

Мадемуазель де Немидофф

***
Три женщины — белая, черная, алая —
Стоят в моей жизни. Зачем и когда
Вы вторглись в мечту мою? Разве немало я
Любовь восславлял в молодые года?

Сгибается алая хищной пантерою
И смотрит обманчивой чарой зрачков,
Но в силу заклятий, знакомых мне, верую:
За мной побежит на свирельный мой зов.

Проходит в надменном величии черная
И требует знаком — идти за собой.
А, строгая тень! уклоняйся, упорная,
Но мне суждено для тебя быть судьбой.

Но клонится с тихой покорностью белая,
Глаза ее — грусть, безнадежность — уста.
И странно застыла душа онемелая,
С душой онемелой безвольно слита.

Три женщины — белая, черная, алая —
Стоят в моей жизни. И кто-то поет,
Что нет, не довольно я плакал, что мало я
Любовь воспевал! Дни и миги — вперед!
1912

Ммле Конча де Осса, 1888 г.

Берта, любующаяся веером, 1878 год

Доверительные отношения

 

С 1880-х годов Больдини занял прочное место в артистической парижской среде как мастер виртуозных светских портретов, отличавшихся выразительной характеристикой кокетливо-дерзких дам высшего света и их изощренных вечерних туалетов.
До сих пор искусствоведы расходятся во мнении: то ли Больдини гениально придумал визуальный эталон женственности, до сих пор не меняющийся, то ли, нечаянно угадал, запустив эдакий камертон женского очарования, который продолжает звучать уже более века.
Атмосфера утонченного декаданса, наполненного символическими ассоциациями и оттенками чувств – дух «конца века»,fin de siecle– пронизывает бравурное и эффектное искусство Больдини, в котором современники видели прямого продолжателя великих традиций старых мастеров.

Консуэло и Мюриэль Вандербил

Консуэло Вандербил, герцогиня Мальборо, и Ее сын, лорд Айвор Спенсер-Черчилль, 1906 год

 

 

Миссис Чарльз Уоррен-Крам (Элла Брукс Картер), 1885 год

Миссис Лидс, впоследствии принцесса Анастасия Греческая (и Датская), 1914 год

Берта собирается на прогулку, 1874 год

Прогулка по Булогенскому лесу

 

 

Розовый дворец Ибис в Везине 1910

Больдини и при жизни был бешено модным,но после смерти стал ещё моднее.
Все его полотна раскуплены частными коллекционерами и стоят миллионы…
Умер Больдини 12 января 1931 года в Париже, умер в почестях, в богатстве, глубоким стариком.

В 1932, после смерти мастера, прошла его персональная выставка в рамках венецианской Биеннале; в 1933 была организована посвященная ему мемориальная выставка в Нью-Йорке. В 1935 на выставке итальянского искусства в Париже было представлено восемь картин Больдини, в том числе шесть портретов, среди которых были портреты композитора Дж.Верди и поэта графа Робера де Монтескье. Картины Больдини экспонировались вместе с работами Сарджента на специальной выставке во Дворце Почетного легиона в Сан-Франциско в 1959.

 


Здесь как будто остановилось время. Квартира Марты де Флориан простояла нетронутой более 70 лет, а обстановка сохранилась с тех времён, когда Джованни Бальдини писал портрет знаменитой красавицы.

published on art-oboz.ru according to the materials obiskusstve.com


Источник: Портреты кисти Джованни Больдини
Автор:
Теги: Ассорти изо кисть портрет 1910 art irene

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства